Службе ВОСО Вооружённых Сил России исполняется 155 лет
18 июня исполняется 155 лет Службе Военных сообщений (ВОСО) Вооружённых Сил Российской Федерации. Это одна из старейших служб, без которой невозможны выполнение комплекса задач по вооружённой защите Отечества в мирное время и победа в войне или вооружённом конфликте.
Важные задачи
В её обязанности входит подготовка путей сообщений и эффективное использование транспорта общего пользования (железнодорожного, воздушного и водного) для осуществления воинских перевозок. Офицеры выполняют функцию представителей Минобороны России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. И во всех ситуациях, требующих массовых перебросок войск, служба ВОСО, с первых дней её образования, является важным связующим звеном между военным ведомством и органами управления транспортом.
Из глубины веков
Более трёх веков назад – 30 марта 1716 года – царь Пётр I издал Устав воинский, которым вводилась должность генерал-вагенмейстера (или – обозного). Также были установлены должностные обязанности квартирмейстеров – от ротного фурьера до генерал-квартирмейстера при главнокомандующем. А первые руководства о перевозке войск по железной дороге были разработаны уже в середине XIX века. Тогда же была осуществлена первая крупная перевозка войск на 610 вёрст – из Петербурга в Москву.
14 мая 1868 года повелением государя императора Александра II, был подписан приказ военного министра генерал-адъютанта Дмитрия Милютина от 6 (18) июня 1868 года №183, которым был учреждён Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою, а также аппарат заведующих передвижением войск на транспорте и наблюдающих за отправлением войск. Именно эта дата и была принята в 2017 году за точку отсчёта истории службы ВОСО. До того профессиональным праздником считалось 5 марта – день, когда приказом Высшего Военного Совета было расформировано старое военное управление Ставки, кроме Управления начальника военных сообщений, Управления путей сообщения и Санитарного управления.
В годы Великой Отечественной
В годы войны 1941 – 1945 годов чётко выстроенная организация воинских перевозок позволяла своевременно концентрировать войска на определённых командованием направлениях, что стало одним из решающих факторов при отражении фашистской агрессии. К примеру, во время Сталинградской битвы служба ВОСО активно задействовала для нужд обороны водный транспорт. Волжский флот сыграл решающую роль в организации переправ для доставки войскам вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, переброски подкреплений, эвакуации населения.
В дальнейшем, по мере развития наступления Красной Армии, увеличивались и объёмы перевозок, которые достигли пика в периоды подготовки стратегических операций «Багратион» и штурма Берлина.
Времена холодной войны
Существенный вклад в обороноспособность нашей страны служба военных сообщений внесла и в послевоенный период. В соответствии с заданиями командования были организованы и выполнены переброски войск на Кубу во время Карибского кризиса 1962 года, в Демократическую Республику Афганистан, на территории государств бывшей Югославии, во время контртеррористической операции в Чеченской Республике, в ходе операции по принуждению Грузии к миру, а также во время возвращения в состав Российской Федерации Крыма. Серьёзным испытанием для специалистов службы ВОСО были воинские перевозки в условиях техногенных и природных катастроф, таких как авария на Чернобыльской АЭС 1986 года или землетрясение в Армении 1988 года, а также выполнение задач, связанных с доставкой вооружения, военной техники и материальных средств в Сирийскую Арабскую Республику.
Обеспечение спецоперации
Уже второй год служба ВОСО Западного военного округа работает в особом режиме – на победу. Впервые со времён Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки была проведена масштабная перегруппировка Вооружённых Сил.
Именно напряжённая и слаженная системная работа всех уровней управления воинскими перевозками – от помощника военного коменданта на железнодорожной станции, речном или морском вокзале или в аэропорту отдалённого населённого пункта до начальника управления транспортного обеспечения военного округа, флота и выше позволяет обеспечивать выполнение важных перевозок различными видами транспорта строго в установленные командованием сроки.
Ключевую роль в этом важнейшем деле сегодня играет железнодорожный транспорт – пройдя известные моменты перестройки и 90-х годов, он по-прежнему продолжает работать в необходимом для обеспечения потребностей Вооружённых Сил и защиты национальных интересов России режиме, в том числе сегодня – специальной военной операции. В разы увеличены и дальность перевозок, и скорости в 1000 км в сутки, которые стали привычными.
Принятые совместно с руководством ОАО «РЖД» решения позволили регламентировать и систематизировать процесс обеспечения воинских перевозок подвижным составом. В результате большая часть парка вагонов сосредоточена в районах основных полигонов погрузки войск, вооружения и материальных средств, в готовности предоставить подвижной состав для срочных перевозок в течение суток.
С использованием опыта Великой Отечественной войны была возобновлена работа и военно-санитарных поездов, обеспечено сопровождение эшелонов и транспортов бронепоездами, расширены способы ускоренной доставки вагонов с личным составом, боеприпасами, вооружением и горючим. Увеличен объём перевозок автомобильным и другими видами транспорта.
Повседневная работа
– Сегодня служба ВОСО ЗВО в соответствии с заданиями командования организует своевременную доставку вооружения, военной техники и материальных средств, а также переброску войск для достижения целей, поставленных в ходе специальной военной операции, – рассказывает заместитель начальника службы ВОСО ЗВО подполковник Алексей Н. – Но при этом никто не снимал с нас и других повседневных задач: удовлетворение потребностей войск во всех видах перевозок и осуществление контроля за подготовкой транспорта общего пользования к выполнению этих задач.
Ещё одна важная функция, которая лежит на плечах службы ВОСО – перевозка военнослужащих по призыву к местам службы. По-прежнему дважды в год – весной и осенью – десятки и сотни тысяч призывников из 26 субъектов Российской Федерации доставляются к местам военной службы на территории округа и за его пределами. Отдельный момент – обеспечение потребностей доставки личного состава и воинских грузов в Калининградскую область. Здесь, по известным причинам, упор теперь делается на авиационный и морской транспорт.
– Свой профессиональный праздник офицеры ВОСО встречают на боевых постах. И, поздравляя их и членов их семей, уважаемых ветеранов службы ВОСО с юбилеем, – говорит подполковник Алексей Н., – мы желаем им дальнейших успехов в жизни, службе и работе на благо нашей Родины.
Игорь ОСОЧНИКОВ
Фото mil.ru
Санкт-Петербург