Найти в Дзене

БИЛИНГВИЗМ: МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ НА ДВУХ ЯЗЫКАХ?

Оглавление

Дети-билингвы, одинаково хорошо владеющие двумя языками, это достаточно распространенное явление. Чаще всего двуязычие характерно для семей, принадлежащих к определенной диаспоре или национальному меньшинству, или когда родители ребенка говорят на разных языках.

Умение одинаково хорошо общаться на двух языках дает человеку неоспоримые преимущества. Это не только увеличивает в будущем его шансы на хорошую карьеру, но и оказывает положительное влияние на развитие когнитивных функций, улучшает память и внимание, расширяет словарный запас.

Насколько реально стать билингвом и когда нужно начинать изучение второго языка, мы рассмотрим в нашей статье.

Мифы о билингвизме

Формирование двуязычия у ребенка связано с некоторыми неверными представлениями и мифами.

У ребенка будет задержка речи

Существует мнение, что ребенку сложно овладеть навыками двух языков, это вызывает дефекты произношения слов и более позднее появление речи. На самом деле, это неправильное представление. Риск задержки речевого развития у ребенка, который растет в двуязычной семье, ничем не выше, чем у остальных детей.

Смешивание языков

Родители опасаются, что ребенок будет путать лексику и речевые конструкции, что приведет к непониманию и ухудшению качества речи. В действительности такое явление характерно только на раннем этапе, когда все дети испытывают сложности с правильным произношением некоторых слов или звуков.

Сначала надо выучить один язык, а потом учить другие на его основе

В детском возрасте для овладения языком не нужны знания грамматических или лексических правил. Формирование речевых навыков происходит на автоматическом уровне, в результате многократного повторения, имитации и подражания. Знание родного языка как основы понадобится только для навыков и умений иноязычной речи.

Это большая психологическая нагрузка на ребенка

Овладение языком происходит на основе жизненного опыта малыша, в процессе игр, общения со взрослыми и другими детьми, при выполнении небольших поручений. Иными словами, это естественная среда для ребенка, в которой он чувствует себя уверенно и комфортно. Большое значение имеет общение с другими детьми на игровой площадке или социализация в детском дошкольном учреждении. Эти факторы значительно ускоряют процесс полноценного овладения речью.

После трех лет уже поздно учить двуязычию

-2

Речевые центры максимально открыты к восприятию информации до 5-6 лет. Стать билингвом имеет шанс как ребенок, который начал овладевать двумя языками с рождения, так и тот, который стал изучать второй язык немного позже — с 2-5 лет. Многое зависит от индивидуальных особенностей развития малыша, образа жизни его семьи, внимания с со стороны родителей и других взрослых.

Двуязычный ребенок будет “блуждать” между двумя культурами

Скорее наоборот, изучение языка невозможно представить в отрыве от культурного наследия его народа. Билингвизм способствует более глубокому пониманию традиций и обычаев, когда ребенок чувствует свою принадлежность сразу к двум культурам.

Вывод: практически каждому ребенку под силу научиться разговаривать одновременно на двух языках, не испытывая при этом сложностей или психологического дискомфорта.

Когда нужно начинать учить второй язык

-3

Возрастных ограничений к изучению второго языка нет. Формирование речевых навыков хорошо начинать с первых месяцев жизни ребенка. Механизм овладения вторым языком аналогичен первому: сначала ребенок слышит речь взрослых, с которыми он проводит много времени, потом у него возникает сильная мотивация выражения собственных чувств и ощущений. Ребенок проходит несколько стадий: от имитации отдельных слогов и слов до построения фраз и вопросов.

Не следует опасаться, что в возрасте 3-4 лет малыш может путать отдельные слова и перекручивать фразы из двух языков. Возможен также перекос в сторону одного из двух языков, того, который ребенок слышит намного чаще. Но это явление временное, постепенно речевые навыки малыша будут улучшаться, при условии, что родители и другие взрослые будут уделять речи ребенка повышенное внимание.

Лучшее время для овладения двумя языками — это возраст от 1 до 5 лет, когда мозг ребенка пластичен и хорошо воспринимает новую информацию. После 6-8 лет возможность к полноценному изучению языка снижается, его можно учить как иностранный, но билингвом ребенок уже не будет.

Как вырастить билингва

Чтобы ребенок стал настоящим билингвом, его пребывание в соответствующей языковой среде должно составлять не менее 30 % времени ежедневно. В билингвальной среде желательно разделять два языка, чтобы максимально избежать речевого смешивания. Здесь удобно соблюдать принцип: один родитель — один язык.

Аналогичный подход к изучению второго языка соблюдается при использовании схожих методов:

  • один язык в семье, второй — за пределами дома, например, в детском саду;
  • в рабочие дни в семье общаются на одном языке, на выходных — на другом;
  • поочередное использование языков через неделю;
  • раздел дома на языковые зоны.

От родителей требуются определенные условия и ответственность, чтобы соблюдать установленные правила, если они хотят сделать из своего ребенка полноценного билингва. Отступление от правил приведет к поражению. В то же время, родители должны создать атмосферу в доме, которая способствует непринужденному и увлекательному обучению, без навязчивой агрессии и психологического дискомфорта для малыша.

Формированию речевых навыков способствуют:

  • чтение и совместное разучивание стишков и сказок;
  • участие в играх;
  • просмотр мультфильмов и детских передач;
  • разучивание песенок;
  • стимулирование ребенка к обсуждению прочитанных книг или увиденных фильмов.

Овладение двумя языками одновременно способствует большему жизненному успеху человека, формированию более прогрессивного мышления и уважения к другим народам и культурам.

Оригинал статьи: https://dyjalog.by/bilingvizm-mozhno-li-nauchit-rebenka-govorit-na-dvux-yazykax/