14 августа 2021 года на Введенском раскопе в Рязанском кремле была найдена первая берестяная грамота в нашем городе. Находка сделана в ходе работ Переяславль-Рязанской археологической экспедиции, организованной Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником совместно с Институтом археологии РАН. Руководителем экспедиции является д.и.н. Владимир Игоревич Завьялов. Он же нашел грамоту.
Берестяная грамота была обнаружена в слоях второй половины XV века на территории одной из усадеб в западной части Введенского раскопа, расположенного на юго-востоке Кремля (ул. Рабочих). Её длина 8 см, ширина – 2,5-3 см.
Переяславль Рязанский (современная Рязань) стал 13 древнерусским городом, где были найдены берестяные грамоты.
Первая берестяная грамота в нашей стране была обнаружена 26 июля 1951 года на раскопе в Великом Новгороде. Она происходила из культурного слоя конца XV века, а её текст состоял из перечня феодальных повинностей. До конца 1950-х годов берестяные грамоты были найдены Смоленске, Пскове, Витебске, а затем и в ряде других древнерусских городов. Новгород и сегодня лидирует по количеству найденных берестяных грамот (их уже более 1100).
Что же представляют собой эти памятники древнерусской письменности? Берестяные грамоты – это письма и записи на коре березы. В большинстве случаев археологи находят их в виде свернутого свитка, на котором с внутренней стороны нацарапан текст. Грамоты были в обиходе до середины XV века, потом бумага стала более дешевой и получила повсеместное распространение. Береста предназначалась для документов, которые не должны были долго храниться, – для частной переписки, черновиков документов, личных записей. Это уникальный источник по истории повседневной жизни средневековых людей, раскрывающий такие детали частной жизни, которые никогда бы не попали в текст летописей, литературных произведений, официальных документов. Язык грамот близок к живой бытовой речи древнерусского горожанина, поэтому они важны для изучения истории русского языка.
Текст берестяной грамоты, найденной в Рязанском кремле, был расшифрован и прочитан российским лингвистом и текстологом, доктором филологических наук, член-корреспондентом РАН Алексеем Алексеевичем Гиппиусом.
Грамота содержит отрывок известного религиозного текста, в котором предрекается конец света и бедствия, предшествующие ему. Он был частью Пасхалии – расчета даты Пасхи на несколько лет. Самая известная из таких записей, датируемая 1459 годом, содержит следующий текст. Приводим его, выделив совпадающие с грамотой слова: «Зде страх, зде скорбь, зде бѣда велика. В распятии Х(ри)с(то)вѣ сии бысть кроуг с(о)лнцу 23, лоун(ѣ) 13, и сие лѣто на конци явися, въньже чаемъ всемирное пришествие твое. О вл(а)д(ы)ко, оумножищася беззакония на земли, пощади нас w вл(а)д(ы)ко, исполнь н(е)бо и землю славы твоея, пощани нас! Благословленъ грядыи во имя г(о)с(под)не, пощади нас. Блюдѣте убо извѣстно и разумнѣ, о братие, кто хощеть быти в то врѣмя. Бѣгай, бѣжи неверия: быша при нас Измаилы».
Ожидание конца света окрасило всю духовную атмосферу общества того времени. Видимо подобными настроениями были охвачены не только учёные богословы, они были не чужды и рядовым жителям средневекового Переяславля Рязанского.
До находки 2021 года в Рязанском регионе была открыта только одна берестяная грамота – на городище Старая Рязань (место первой столицы Рязанского княжества). Для археологов находка в Рязанском кремле стала долгожданной, поскольку за годы исследований в самой древней части города свидетельства об использовании бересты для письма встречались неоднократно.
Во-первых, во время раскопок находили писала – заостренные металлические или костяные стержни для письма на воске или бересте. Во-вторых, в 1978 году на ул. Рабочих недалеко от территории нынешнего Введенского раскопа при проведении хозяйственных работ был найден фрагмент берестяного туеска с изображением бытовой сцены.
По манере исполнения видно, что это детский рисунок. В правой части изображен всадник на лошади, впряженной в волокуши, на которых сидит человек в остроконечном головном уборе (скорее всего, женщина). В левой части бересты – поясное изображение третьего человека (вероятно, ребенка). Там же процарапана рука, держащая восьмиконечный крест. Археологи датируют этот рисунок на бересте XIII–XIV вв. Его можно увидеть в экспозиции «От Руси к России» в Рязанском кремле.