10 июня в Стамбуле на «Олимпийском стадионе Ататюрка» состоялся Финал Лиги чемпионов УЕФА сезона 2022/2023, в котором английский клуб «Манчестер Сити» обыграл с минимальным счётом 1:0 итальянский «Интер». Этот успех позволил тренеру «горожан» Пепу Гвардиоле первым в истории дважды сделать «золотой хет-трик»: выиграв в нынешнем сезоне три главных трофея – чемпионат страны, национальный Кубок и Лигу чемпионов, он повторил свой успех сезона 2008/2009 когда с испанской «Барселоной» взял Лигу чемпионов, Ла Лигу и Кубок Испании. Я же побеседовал об этом матче и о том, что его окружало, с фотографом «Чемпионата» Дмитрием Голубовичем.
В феврале 2022 года после всем известных событий Россию отстранили от международных футбольных соревнований, у нашей страны отобрали право проведения Финала Лиги чемпионов в Санкт-Петербурге, который в итоге был перенесён в Париж. Тогда главный матч еврокубкового сезона на «Стад де Франс» в плане организации вызвал много нареканий. Тысячи фальшивых билетов, давка при входе на арену, слезоточивый газ, который применила полиция против тех болельщиков, которые отчаялись попасть на игру и лезли через ограждения. В итоге старт того матча задержали более чем на полчаса, и ощущение провала в проведении столь грандиозного события тогда никуда не делось.
В нынешнем году Финал Лиги чемпионов проходил 10 июня в Стамбуле на «Олимпийском стадионе Ататюрка», и, конечно, в УЕФА хотели сделать всё возможное, чтобы завершающий матч главного турнира под их эгидой прошёл на самом высшем организационном уровне. А вот насколько это удалось, я поговорил с непосредственным участником этой игры, фотографом «Чемпионата» Дмитрием Голубовичем.
— Финал Лиги чемпионов УЕФА – это событие года, во многом сравнимое с финалом чемпионата мира по футболу, проводимом под эгидой другой международной футбольной организации – ФИФА. К слову, тогда в Катаре, в декабре 2022 года, ты тоже был в числе немногих российский журналистов, кому удалось отработать на нём. Задачей спортивного фотографа является передача в кадрах всего, что происходит на игре и вокруг неё. Что тебе, прежде всего, бросилось в глаза по прилёту в Стамбул и приезду на «Олимпийский стадион Ататюрка» накануне встречи?
— По прилёту в Стамбул нас встретило множество афиш и упоминаний, что в ближайшие два дня пройдёт «Финал года в футболе». Все электронные рекламные экраны пестрили надписями «Стамбул» и «Лига Чемпионов». Корреспондент Гриша Телингатер, с кем я ездил на этот матч, сфоткался с одной из таких афиш, где был изображен Кафу и Стивен Джеррард. На стадионе всё кипело, куча народу и разных служб готовились принять болельщиков и всех гостей. Множество полицейских, уборщиков и волонтёров скиталось туда-сюда. Их было задействовано настолько много, что некоторые просто сидели на асфальте и ничего не делали. На самом деле, забавно было наблюдать как они «работают»: все «на чиле, на расслабоне» — сидят в телефоне и никаких телодвижений не совершают.
— В самом городе насколько люди жили в предвкушение этой игры? Много ли было болельщиков «Манчестер Сити» и «Интера»? Как они себя вели? Не было ли у них эксцессов с местной полицией?
— В городе только на остановках мелькали рекламки с Финала Лиги чемпионов, но не сказал бы, что масштаб в этом плане был огромным. В центре города и в отдельных зонах, где организовывали фестивали, сосредотачивались болельщики, многие просто ходили по центральной улице Истикляль и наслаждались городом, кто-то ближе к вечеру занимал пабы и устраивал мини-вечеринки. В отдельных районах Стамбула, казалось, что больше болельщиков «Интера». Возможно, такое впечатление создавалось потому, что болельщики «Сити» больше были заняты отдыхом в пабах и не особо гуляли по городу. Эксцессов каких-либо серьёзных я не заметил, полиция и фанаты вели себя достаточно мирно. Конечно, фанаты «Интера» были серьёзнее подготовлены — фаеры и дымовухи, а «Сити» — на легке.
— Интересно узнать, как всё было организовано с точки зрения логистики для болельщиков и журналистов. Сложно ли было добираться до стадиона, который находится в нескольких десятках километров от центра Стамбула?
— В этом плане очень помогло метро.Так что, добраться было не так сложно, как долго. Метро в Стамбуле современное и комфортное, но слишком много пересадок и немного запутанная навигация. Но и с этим организаторы вопрос решили, практически на всех станциях были таблички с указанием поездов в сторону стадиона, так что уехать «не туда» не получилось бы при всём желании. Ехать на метро пришлось больше часа, но, к моему удивлению, в вагонах не работала ни мобильная сеть, ни Wi-Fi. Немного грустно было это обнаружить. Всё же Стамбул – не деревня какая-то!
— Такие матчи, как Финал Лиги чемпионов, всегда окружают стрессовые ситуации для фотографа, начиная с поиска места работы в пресс-центре, с ажиотажем при выборе позиции на поле для съёмки, а также с элементарными человеческими потребностями в плане питания, медицинской помощи и санитарных условий. Как всё было организовано в этот раз и насколько сильно это отличалось с того, что ты видел полгода назад в Катаре на чемпионате мира?
— По сравнению со Стамбулом, в Катаре, конечно, всё было организовано на высшем уровне. Турки же выполнили тот обязательный минимум, который позволил журналистам более или менее комфортно работать. Например, Wi-Fi на поле не функционировал, только проводной Интернет, а на изначально выбранной мною позиции у поля вообще не было стула. Потом я уже увидел, что некоторые фотографы ставили свои стульчики. Что касается питания, то оно было, но всё ограничилось только бутербродом и водой. Чтобы пройти к своим фотопозициям, тоже пришлось столкнуться с проблемами: несколько раз нам перекрывали проход из-за того, что приезжали команды, и в итоге по 15-20 минут мы томились в ожидании. В итоге организаторы потом сказали, что был и другой проход к полю. Жаль, что никто не посодействовал нам в этом вопросе. Места для работы фотографов в самом пресс-центре было очень мало: приехав на игру за 3-4 часа до её начала, уже нельзя было занять место за столом, поскольку аккредитовано было 160 человек, а мест — около 80-90. Так что многим пришлось работать, сидя на полу.
— Несмотря на то, что ты прилетел на Финал Лиги чемпионов работать, а не отдыхать, насколько тебе удалось ощутить атмосферу праздника футбола на трибунах стадиона и вокруг него?
— Почувствовать праздник удалось только на фан-фестивале и в метро с болельщиками, в остальном же проникнуться этой атмосферой в полной мере не удалось, поскольку пришлось провести около 1,5 часов в очереди за выбором фотопозиции у поля. А в это время мой пишущий корреспондент снимал на смартфон то, как болельщики «Интера» двигались от фан-фестиваля, распевали кричалки и жгли фаеры.
— Теперь о самой игре. Многие специалисты склонялись к тому, что «Манчестер Сити» с Эрлингом Холанном разгромит в Финале «Интер». А в итоге подопечные Симоне Индзаги создали у ворот соперника даже больше голевых моментов, и всё решил единственный мяч Родри на 68-й минуте. Почему, на твой взгляд, игра получилась не столь яркой, как многие того ожидали?
— Если исходить из моих личных ощущений от увиденного, то ещё за день до матча, во время предыгровых тренировок, было видно, насколько серьёзно Индзаги гонял своих игроков по полю и был сосредоточен на игре на все 100%, Гвардиола же ходил по полю немного растерянным и поникшим, как будто он устал от всего и хотел бы отдохнуть. По-моему, настрой у команд был разный: «Интер» выходил на матч как на последний бой, а «Сити» был недонастроен на игру.
— Во время съёмки такого матча основное внимание обращено на главных «звезд» Финала. Ты как фотограф уделял в этом плане больше внимание Эрлингу Холанну и Пепу Гвардиоле или исходил из ситуации на поле?
— К Холанну, конечно, у всех было самое пристальное внимание, но и других никак нельзя было обделить, того же гиганта Лукаку или Грилиша с Де Брёйне, ведь любой игрок может стать героем матча.
— Игра игрой, но Финал Лиги чемпионов обязательно заканчивается церемонией награждения и последующим ажиотажем среди фотографов, граничащим, подчас, с безумием. Как было всё на этот раз?
— Когда я был на финале Лиги чемпионов в Киеве, там всё было гораздо жёстче и больнее, поскольку нам пришлось всей толпой бежать к месту, где несут кубок к трибуне. В этот же раз было чуть легче, мест для фотографов во время награждения было достаточно, можно было встать ближе к центральной камере и снять всё с лучшего ракурса. Ну, а когда Холанн полез через рекламный щит, то началась давка, и в итоге каждый наступал на впереди идущего, лишь бы подобраться поближе. Мне несколько раз заехали тяжёлым фотоаппаратом по пояснице и несколько раз отдавили ноги. Но это стандартная практика на таких больших матчах.
— В Финале такого турнира фотографу без доли удачи не обойтись. Ты не можешь точно знать, в какую сторону побегут игроки при праздновании забитого гола или поймаешь ли ты момент, когда какой-то игрок эмоционально вскинет над головой кубок, глядя в объектив именно твоей камеры. Тебе в этот вечер удача улыбалась?
— Да, удача улыбнулась. По совету корреспондента РИА Новостей Алексея Филиппова и, рассудив, что «Сити» всё-таки фаворит этого матча, я решил выбрать сторону ближе к болельщикам горожан и напротив скамейки «Манчестера», и не прогадал. Вышло так, что, забив гол, Родри побежал к угловому флажку, как раз ближе ко мне, и в итоге у меня получилось заснять радость с хорошего ракурса.
— Такие матчи, несмотря на огромную физическую и психологическую нагрузку, помогают спортивному фотографу расти в профессиональном плане. Насколько в ситуации повышенного стресса растёт твоя концентрация? И часто ли тебе в этом матче помогало терпение и внимание к деталям?
— По факту, самый большой стресс — это само попадание на такой матч, поскольку тебе никто не может гарантировать, что аккредитация будет подтверждена и что тебя пустят снимать у поля. Поскольку я уже работал на многих больших матчах, финалах крупных турниров, то опыт работы на таких мероприятиях у меня есть, и потому я понимал, что лично от меня зависит только то, чтобы я сам ничего не проморгал, был на стрёме при любой ситуации и имел под рукой все необходимые варианты объективов. Так что все финалы проходят по одному похожему сценарию, и тут мне приходилось только играться с ракурсами и вариантами того, как подобраться поближе к месту действия.
— Ты видел, что творилось на церемонии награждения в Суперфинале Кубка России в Лужниках, когда люди со смартфонами лезли в кадр во время вручения трофея. В Финале Лиги чемпионов в этом плане всё было намного лучше организовано. Насколько тебя такая ситуация, когда всё выходит из-под контроля организаторов, выводит из себя? Или ты относишься к этому как к данности?
— Да, видел какой трэш творился во время награждения в Лужниках и очень расстроился, ведь год назад было гораздо лучше в плане организации, все следили, чтобы никто не влезал в кадр, думал, что эти наработки остались, и в этом году всё пройдёт на хорошем уровне, но, судя по кадрам, это был полный провал. Очень обидно, что коллеги, которые работали из ЦСКА, не подумали о других и не отогнали всех любителей съёмки на телефон. Моё отношение к такому самое негативное, мы делаем одну работу, и всегда можно организовать церемонию награждения так, чтобы все были довольны и сняли её без каких бы то ни было привилегий. В Стамбуле на Финале Лиги чемпионов установили подиум, убрали всех стедикамщиков, поставив камеру ровно по центру, и в итоге все фотографы были довольны – всем удалось снять первые эмоции.
— Когда Финал Лиги чемпионов со всеми его празднованиями подошёл к концу, и ты передал в редакцию издания фотографии, была уже глубокая ночь. Как ты в столь поздний час добирался до своего отеля? Была информация, что выехать с территории стадиона было практически невозможно.
— Так как я отправлял фотографии сразу после матча, а выбирать их пришлось из 12000, то в итоге отбор и обработка у меня заняли около полутора часов. А поскольку игроки после матча ещё долго ходили по полю, и все фотографы ждали от них ещё каких-то необычных действий (наподобие Холанна, сидящего на стуле или фотографий футболистов с детьми и жёнами), то со стадиона я вышел только в полчетвёртого ночи. Мне сказали, что метро должно ещё работать, и я решил это проверить. Подойдя поближе к станции, я спросил у одиноко идущего англичанина — работает ли? Он предложил проверить, я спустился, прождал на перроне минут 20, но ни один поезд так и не приехал. Пришлось вызывать такси. А поскольку все болельщики уже разъехались — вокруг стадиона кружилось огромное количество «такси». Примерно за 1000 рублей на наши деньги я добрался со стадиона до отеля. В своём номере оказался ближе к 5 утра. Насчёт болельщиков, слышал, что многие из-за сложного траффика по 2-3 часа на автобусах выбирались со стадиона и до центра города добрались к такому же времени, как и я.
— Болельщики «Манчестер Сити» не мешали тебе спать той ночью после игры? Или ты вместо сна продолжил выполнять свою работу, пытаясь поймать кадры празднующих победу болельщиков английской команды?
— Я жил не на центральной улице и после матча особо не ощутил празднования фанатов английской команды, зато на следующий день, оставшись в городе погулять, наткнулся на нескольких улицах болельщиков «Ман Сити», которые пересматривали на экранах победный гол Родри и праздновали его так, как будто он забил его только что. На многих улицах было полно пустых бутылок и разбитого стекла, возле некоторых баров горели сожженные фаеры, из-за которых всё вокруг заволокло дымом. В общем атмосфера была огненной – как раз то, что можно было ожидать сразу после Финала.
— Каким одним словом ты можешь охарактеризовать свои ощущения от поездки в Стамбул на Финал Лиги чемпионов?
— Очень сложно подобрать какое-то одно слово, но от любой такой поездки я кайфую — поэтому: кайф!
Текст: Олег Бухарев.
Фото: Дмитрий Голубович.
Подписывайтесь на наш канал. Не забудьте поставить лайк.
Много интересной информации из мира спорта читайте на страницах наших ресурсов.
В мире спорта | Сайт
В мире спорта | ВКонтакте
В мире спорта | Дзен