Не продается вдохновение - сказал в свое время Пушкин, и тут же себя поправил, - но можно рукопись продать. К счастью, такими же мыслями руководствовался Петр Ильич Чайковский, когда согласился выполнить заказ дирекции императорских театров и написать балет. Он сам признавался в письмах, что ему нужны были деньги, но, самое главное, вдохновение, которое нельзя продать, тоже уже присутствовало. Для композитора это было новое поле деятельности, ему было любопытно. Так родилось гениальное произведение, изменившее историю музыкального жанра. Балет обрел настоящий "симфонический" голос. Музыка не только переставала быть просто танцевальным аккомпанементом, она становилась полноправной участницей спектакля, тянула за собой новую танцевальную драматургию, все дальше на задний план оттесняя пантомиму и чистую развлекательность. Новые "одежды" не сели на старый скелет. Балет получил плохую прессу, публика, привыкшая к другим представлениям осталась равнодушной. Благодаря гениальной музыке балет продержался несколько сезонов, а потом потихоньку ушел в небытие, дожидаться своего часа и своих хореографов - Мариуса Петипа и, главное, Льва Иванова. Сам прекрасный музыкант, Иванов, всегда шел за музыкой. Музыка к балету "Лебединое озеро" стала для него скорее не шансом, а толчком в вечность, потому что, если верить воспоминаниям современников, сам он туда не особенно стремился, предпочитая упиваться игрой на скрипке на репетициях и классах. Но тут звезды сошлись: появилась гениальная музыка, ушел "на больничный" шеф и начальник - главный балетмейстер трудолюбивый и педантичный Мариус Петипа. Иванов получил полную свободу, возможность действовать по своему усмотрению без оглядки на авторитеты. Он создал совершенную миниатюру - "белый" акт по сути нового балета. Именно его представили публике на вечере - концерте, посвященном годовщине со дня смерти композитора. Это было действительно новое слово в истории русского и мирового балета. Хотя уже были поставлены "Щелкунчик" и "Спящая красавица", и в "Щелкунчике" Лев Иванов работал над вальсом снежинок. Успех "белого" акта подвигнул Петипа обратить внимание на "заброшенное" "Лебединое озеро". Он хорошо знал цену успеху, потому что ему самому признание доставалось непросто. И Петипа сразу понял, что "белый" акт может стать тем фрагментом, который вытащит на божий свет новый, гениальный и очень успешный балет. Так и получилось. На долю Петипа выпали яркие виртуозные первый и третий акты, а лебединые - второй и четвертый - делал Лев Иванов. Так был создан балет на все времена. Он не "закаменел", в него вносились изменения, хореографы предлагали свои версии, меняли сюжетную канву. Но высокая нота соответствия танца гениальной музыке, заданная Львом Ивановым, обеспечивала главное: балет жил и живет до сих пор. Не только на театральных, но и, конечно, на ледовых сценах.
Фигуристы и тренеры вообще с удовольствием используют балетную музыку. Поэтому "Лебединое озеро" не могло остаться без внимания. Кому - то удалось забраться в заоблачные выси Иванова, кто-то остался на грешной земле с Петипа, чтобы продемонстрировать чудеса отточенной виртуозности. Но тем, и другим явно удалось "выплыть": почти все программы очень интересны.
Фигуристов чаще привлекал образ Черного лебедя. Манили роковая красота, опасное обаяние, обольстительность и безудержная дерзкая отвага. Причем, Черного лебедя иногда можно было "опознать" только по агрессивной энергетике и соответствующему костюму, тогда как в музыке использовалась не только бравурная, яркая тема появления Одилии и Ротбарта на балу, но и драматичное белое адажио. А мужчины - одиночники вообще грешили не слишком привычными интерпретациями шедевра Петра Ильича.
Илья Климкин, возможно, единственное приятное исключение из мужского правила.
Хип - хоп версия музыки Петра Ильича Чайковского, на которую Дайсуке Такахаши соблазнил наш Николай Морозов.
Короткая программа Оксаны Баюл Олимпийского 1994 года.
Саше Коэн программу на музыку Чайковского ставила Татьяна Тарасова. Программа была изумительная, прекрасно ложилась на Сашин характер, интриговала двойственностью образа.
Еще один шедевр Татьяны Тарасовой. На этот раз в исполнении японки Мао Асада.
Феноменальная короткая программа от Алины Загитовой. Супер сложность и супер музыкальность. Бешеная скорость, острейший драматизм "лебединой" двойственности, сложнейшие прыжки, как заключительный аккорд музыкальной фразы, и все это с отвагой и бесстрашием, без права на малейшую ошибку.
Дуэты.
Питомцы неувядающей Тамары Москвиной Юко Кавагути и Александр Смирнов.
К сожалению, Бережную и Сихарулидзе удалось найти только в таком размытом виде, и Антон слегка подкачал, но Елена, как всегда, обворожительна.
Убедительные Волосожар и Траньков. Похоже, Максим почувствовал себя триумфатором, еще не закончив выступление.
Вершина совместной работы талантливейшего дуэта - Елены Ильиных и Никиты Кацалапова. Блестящее прощание, яркая финальная точка.
Креативный "свежак" от Дианы Девис и Глеба Смолкина.
Для меня безусловные победители негласного соревнования - Алина Загитова и, к сожалению, распавшийся дуэт - Елена Ильина и Никита Кацалапов.