Традиционно, рассказ о канонерских лодках начинают с рассказах о неурядицах в руководстве, о там, что великого князя Константина Николаевича сменил великий князь Алексей Александрович, о том, что менялось руководство Морского ведомства С. С. Лесовского сменил А. А. Пещуров, а, его в 1882 году сменил И. А. Шестаков. Пишут об отстранении с должности адмирала Попова. В реальности, все эти «кадровые» перемены мало отразились на «концепции» флота. Лишь в 1882 году, после принятия 20-летней программы развития флота (1882-1902) кое-что начало меняться (и, то очень медленно).
Изначально, концепция была оборонительной, потом непонятно-какой, потом, захотелось Дальнего Востока, итак...
Появление новых орудий образца 1867 года (а, затем, и 1877 года) породило идею «морских самоходных орудий»: канонерских лодок и «башенных фрегатов» (по сути, мониторов).
Были Кронштадские форты, и были корабли их дополняющие. Одним из элементов этой концепции стали «башенные фрегаты» (по сути, двухбашенные мониторы) «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Чичагов» (построены заводом Семянникова и Полетики, будущим Невским), которые имели на вооружении четыре 9 дм орудия (2х2) образца 1867 года. С 1874 года, эти корабли, водоизмещением 3,7 тыс. т. и скоростью 9-10 узлов, были перевооружены. На них поставили две 11-дюймовых (280-мм) пушки (но, тоже образца 1867 года). Сложность была только в том, что осадка этих кораблей (около 4 метров) не позволяла использовать их в некоторых районах прибрежной акватории.
Был «Адмирал Лазарев» — башенный (броненосный) фрегат Балтийского флота Российской империи одноимённого типа. Вошёл в строй в 1872 году. В 1892 году переклассифицирован как броненосец береговой обороны и выступал как учебный корабль. Был "Адмирал Грейг" построенный по той же концепции. До этого были мониторы типа "Смерч" (но те были совсем "слабомореходными")
И, вот тогда и появились «канонерки»: небольшие корабли, с небольшой осадкой, но с «большими пушками» (более или менее мореходные).
Сначала, это была деревянная канонерская лодка «Ёрш», которая по компоновке и идее, действительно напоминала самоходное орудие большого калибра. Деревянная канонерка, водоизмещение всего 300 тонн несла в носовой части 11 дюймовое орудие, образца 1867 года. Для самообороны на ней стояла картечница Гатлинга. Небольшая осадка (около 2 метров) и толстая деревянная обшивка позволяли ей действовать в прибрежных водах. Две паровых машины по 120 сил обеспечивали ей ход 9 узлов. Если говорить о концепции, то канонерка задумывалась, как подвижный элемент обороны, дополняющий систему Кронштадских фортов.
Этот концепт-проект послужил основой для создания в 1880 году еще восьми канонерских лодок («Гроза», Дождь» и иже с ними). Лодки, водоизмещением около 400 тонн, имели стальной набор, деревянную обшивку, две машины по 120 сил, скорость 9 узлов, и были вооружены почти так же: одна 280-мм (11-дюймовая) пушка образца 1877 года и две револьверных пушки Гочкиса. «Дождь», «Вихрь», «Град», «Снег» которые строились на Новом Адмиралтействе, имели небольшие отличия от второй четверки, которая строилась чуть позже. Идея была не нова, и не у нас она родилась.
Парадокс заключался в том, что приняв «Ерша» (в эксплуатацию), наши адмиралы (к сожалению) не увидели главного: малотоннажный корабль с «большой пушкой» - платформа очень нестабильная для ведения стрельбы, а учитывая «ураганную» скорострельность орудий того времени (1 выстрел в 2-3 минуты), смысл в такой канонерке частично терялся. В принципе, это можно было выяснить и на первом экземпляре. Но обратили внимание только при смене руководства, построив серию из 8 единиц. (Правда, добротно построенные кораблики прослужили до 1907 года, выполняя различные, но, уже не боевые, функции в порту).
Но, концепция канонерских лодок - «носорогов» сохранилась. Решили "скрестить "бульдога" с "носорогом"" Построить большую, более или менее мореходную канонерку. Продолжили эту концепцию канонерские лодки «Сивуч» и «Бобр». Но, строили их уже не для Балтики.
11 апреля 1880 года Кораблестроительное отделение МТК получило от Канцелярии Морского министерства приказ (еще за подписью С. С. Лесовского) о начале работ над проектом канонерских лодок для Сибирской флотилии. Предлагалось купить и использовать чертежи канонерок английской постройки. Потом хотели использовать французский проект. Но денег на покупку проекта не выделили, пришлось «проектировать» самим.
13 июня 1880 года генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич отдал приказ о начале разработки собственного проекта.
3 ноября 1880 года в адрес Артиллерийского отделения были направлены первые чертежи верхней палубы и продольного разреза для нанесения на них должных орудий, крюйт-камер и бомбовых погребов. 11 ноября Артиллерийское отделение вернуло чертежи со всеми положенными отметками. А 17 ноября главный инженер-механик флота генерал-майор А. И. Соколов представил чертеж расположения паровой машины в 380 сил, котлов с водою для неё и местами хранения запасных частей; также был проведён расчёт центра тяжести и массы. После изучения чертежей, 18 декабря вышло уведомление об увеличении мощности до 500 л. с. Было принято решение о строительстве, но тут поменялось «начальство», и все замерло. При втором начальнике (А.А.Пещурове) проект лежал под сукном.
11 января 1883 года вступивший в должность новый начальник И. А. Шестаков озвучил новую резолюцию: «Составить чертежи лодок со скоростью 9 узлов, одним 9-дюймовым орудием и 4 или 6-ю малыми, углубление 8 или 8,5 фут».
2 апреля 1883 года в МТК был представлен обновлённый проект канонерской лодки, водоизмещением 950 тонн и скоростью 10 узлов. Лодка имела парусное вооружение и подъемные винты (для снижения сопротивления при движении под парусами).
Вооружение: носовая 229-мм/30 пушка, образца 1877 года в небронированном помещении с углом обстрела 36 градусов, кормовая 152-мм/35 пушка, по бортам шесть орудий: 107-мм/20 пушек Круппа (по три на борт), четыре пушки Гочкиса и десантная пушка Барановского (63,5-мм/20).
На что там дали резолюцию: «…по рассмотрении в Соединенном собрании Кораблестроительного и Артиллерийского отделений и Главного инженер-механика флота чертежей канонерской лодки для Восточного океана, Соединенное собрание нашло их соответствующими заданной программе, и потому чертежи эти и спецификацию лодки одобрило…».
На это И. А. Шестаков лично наложил следующую резолюцию: «Согласен, но винтов Бевина иметь ни к чему, так как лодка под одними парусами ходить не может».
Лодка была плоскодонной, но, при этом, ее осадка была 3,7 м (многовато для речника). Для уменьшения бортовой качки были сделаны наружные скуловые кили. Для обеспечения управляемости, был установлен не только кормовой, но и носовой руль.
Корпус стальной, клепаный, соединение листов внахлест. Надводная часть корпуса снаружи шпатлевалась специальным составом, а корпус окрашивался масляной краской с примесью сурика в два слоя, внутри — в три слоя. Силовая установка состояла из двух горизонтальных паровых машин двойного расширения с шестью паровыми котлами, отопление тоже паровое. Труба была сделана телескопической, вроде бы как, для того, чтобы не мешать парусам (несмотря на то, что изначально было ясно, что под одними парусами канонерка ходить не сможет). Паруса прямые (парусное вооружение брига: прямые паруса на фок- и грот- мачтах и один гафельный парус на грот-мачте).
5 сентября 1883 года в Стокгольме был заключен договор на строительство канонерской лодки, общей стоимостью 715 000 шведских крон, из них — 480 000 стоимость корпуса, 235 000 — машины с котлами (курс на эту дату, к сожалению не нашел, крона появилась только в 1876 году взамен шведского риксдаллера). Представители шведской компании обещали сдать лодку к 1 августа 1884 года. Наблюдателем за постройкой был назначен подпоручик В. К. Берг.
Закладка киля прошла на верфях механического завода «Бергзунд» (нем. Bergsund-Werft) в Стокгольме 15 апреля 1884 года.
Спуск на воду состоялся 21 июля 1884 года. После достройки, 4 октября «Сивуч» вышел на ходовые испытания, на которых показал скорость в 12,53 узла. 20 октября корабль прибыл в Кронштадт, где на него было установлено вооружение и рангоут. 28 октября 1884 года «Сивуч» принят в казну. Несмотря на это, по непонятной причине, не «Сивуч», а «Бобр», строившийся по аналогичному проекту, (но на верфи Крейтона) назван головным, хотя сдана она была в 1885-м.
28 мая 1883 года между МТК Российской империи и заводом «Крейтонъ и Ко.» в Або заключен договор на постройку канонерской лодки. Согласно этому договору на заводе делалось всё, кроме рангоута, такелажа, цепных штуртросов, парусов, якорей с цепными канатами, камбузов, водоопреснительных аппаратов, медных погонов под станки орудий, компасов и навигационных устройств, фонарей и осветительных принадлежностей. Стоимость постройки канонерки составляла 580 125 рублей (грубо говоря, 550 рублей за тонну, очень недорого, даже по тем временам), из них 420 375 рублей — корпус, 159 750 рублей — паровая машина с котлами. Срок сдачи — не позднее 31 мая 1885 года.
После постройки обе канонерки отправились на Дальний Восток. С 20 по 25 июля 1886 года «Сивуч» в бухте Золотой Рог в составе отряда кораблей Российской империи уже встречал с дружественным визитом отряд бэйянских кораблей под начальством командующего флотом адмирала Дин Жучана («Динъюань», «Чин-Иен», «Цзиюань», «Чаоюн», «Янвэй», «Вэйюань»). «Сивуч» принял самое активное участие в изучении северной части Тихого океана. 11 июля «Сивуч» был официально перечислен из Балтийского флота в Сибирский флотский экипаж. В 1888—1889 годах канонерка являлась флагманским кораблем Сибирской флотилии и часто выходила под флагом контр-адмирала П. И. Ермолаева.
В 1886 году «Бобр» зачислен в состав Балтийского флота, в августе 1886 года под командованием капитана 2-го ранга А. Меньшикова тоже начал переход на Тихий океан. 7 (19) июня 1887 года «Бобр» прибыл во Владивосток.
Обе канонерские лодки принимали участие в составе «международных сил» по подавлению «боксерского» восстания (движение ихэтуаней). Например, 30 мая в Тангу «Петропавловск», «Наварин», «Дмитрий Донской», «Гремящий», «Манджур» и «Бобр» доставили 2000 человек из состава 12-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, под командованием полковника К. А. Анисимова для выступления на Тяньцзинь, (где сводный отряд англичанина Э. Сеймура попал в засаду).
После подписания мирного протокола, было принято решение о перевооружении канонерок более современной артиллерией.
1904 год канонерская лодка «Сивуч» встретила в Инкоу, в земляном (!) доке на ремонте. С 1 января 1904 года на канонерку был назначен новый командир — капитан 2-го ранга А. Н. Стратанович, который принял её 14 января. По завершении ремонта, лодка осталась в китайском порту стационером. После начала русско-японской войны, 7 марта 1904 года лодка назначена в распоряжение начальника Инкоуского отряда обороны. 6 апреля командир назначен исполняющим должность начальника порта Инкоу, с оставлением в должности командира канонерской лодки. В мае капитан 2-го ранга Н. Л. Симон (ранее, старший офицер 1901-1902 гг) с 4-я катерами прикомандирован к МКЛ «Сивуч» для её охранения. Потеряна она была достаточно… бестолково.
Лодку своевременно не вывели в море. После того, как русские войска отошли вглубь Маньчжурии, японцы заняли район Гайчжоу и начали наступление на Инкоу. 15 июля командир возлагает обязанности старшего офицера на Н. Л. Симона, и в этот же день начинает подниматься в верх по реке Ляохэ. Пройдя около 125 вёрст до Санчахэ, лодка встала, так как дальнейшее продвижение было невозможным из-за перекатов и малых глубин. Во избежание захвата противником, 20 июля А. Н. Стратанович приказал экипажу сгрузить ценные вещи и взорвать лодку. Подрыв осуществил капитан 2 ранга Николай Людвигович Симон.
Канонерка «Бобр» находилась в Порт Артуре С 1904 года командиром ее был назначен капитан 2-го ранга Михаил Владимирович Бубнов (тот самый, который потом возглавил отряд миноносцев). Вместо него был назначен капитан 2-го ранга В. В. Шельтинг. Канонерка использовалась при тралении, отражала атаку японских брандеров, поддерживала свои войска в сражении при Цзинджоу.
Использовалась она достаточно активно, например, 13 июня «Бобр», «Отважный», «Гремящий», «Всадник» и 14 миноносцев участвовали в отражении прорыва японских миноносцев которые шли на поддержку своих войск, участвовавших в боях за гору Куинсан (Хуинсан), но 20 октября 1904 лодка получила сильные повреждения от огня осадной японской артиллерии, после чего было решено снять с канонерки орудия, а экипаж перевести в береговую оборону крепости.
13 (26) декабря 1904 канонерка затонула от попадания японского 280-мм снаряда на рейде Порт-Артура. НА базе проекта этих двух канонерских лодок были заложены еще две канонерки (имя одной из которых стало синонимом подвига), но это уже следующая история.