Найти в Дзене
VK Play

Круче графика, меньше ужасов – обзор Layers of Fear

Делимся впечатлениями от переосмысления хоррор-серии, которую полностью перенесли на новый движок и дополнили геймплейными механиками

15 июня выходит Layers of Fear – не ремейк, не ремастер, а «кульминация» хоррор-франшизы, как это сами называют разработчики. Игроков ждет сборник, включающий переосмысленные части франшизы, а также несколько новых дополнений, которые должны связать все истории в один сюжет. Рассказываем, что получилось у Bloober Team в этот раз.

Layers of Fear – серия психологических триллеров о неуравновешенных людях и их проблемах. Именно триллеров, а не ужасов: каких-то откровенных кошмаров тут нет, скримеров не очень много, как и контроля над персонажем. Герои могут разве что ходить в жутких декорациях, открывать двери и тумбочки и собирать записки – этим возможности ограничиваются.

Главная фишка серии – игры с окружением. Стоит пройти по коридору до двери, как комната за спиной героя полностью изменится. Стоит отвернуться, как сзади послышится шум воды, а потолок превратится в огромный бассейн. Это не какая-то эксклюзивная особенность серии, но именно тут она использовалась постоянно – еще до популярности SSD, где мгновенные загрузки перестали быть проблемой.

По поводу франшизы существует два основных мнения: ее либо очень любят, либо ненавидят. Тем, кто отзывается о ней хорошо, нравятся простые, короткие, но эффектные триллеры, которые давят атмосферой и пугают не слишком сильно. Те же, у кого она вызвала неприязнь, ждут леденящих кровь ужасов и прятки от монстров, а получают «симулятор ходьбы», во время которого можно заснуть. Понять противников цикла можно: Layers of Fear рекламировали скорее все же как хоррор и духовного наследника крайне жуткой демоверсии Silent Hills – P.T.

Особняк в первой части все же очень хорош: если у вас есть опыт хорроров, то первые минуты в нем просто невыносимы
Особняк в первой части все же очень хорош: если у вас есть опыт хорроров, то первые минуты в нем просто невыносимы

Мое мнение о серии менялось с каждой игрой. С одной стороны, первая Layers of Fear мне очень понравилась: ее темп, разумное количество скримеров и неплохая, в целом, история. Дополнение для первой части уже выглядело ненужным, а сиквел вообще разочаровал: получился какой-то невнятный клип с беспорядочным набором культовых сцен из кинематографа. Авторы переосмысления Layers of Fear обещали исправить основные проблемы, добавить новые геймплейные механики и впечатлить всех возможностями Unreal Engine 5.

Скажу сразу – новая версия Layers of Fear вряд ли переубедит кого-то изменить отношение к серии. Будет честнее сказать, что у Bloober Team получился полный сборник всех игр с новым визуалом, но о каком-то глобальном переосмыслении или улучшении геймплея речи не идет. Это самая красивая, отредактированная и полная коллекция, которая все так же понравится фанатам и так же будет раздражать всех остальных.

В составе нового сборника разобраться непросто – есть как новый, так и старый контент, и все это перемешано. Среди уже знакомых фанатам игр: Layers of Fear, дополнение Inheritance и Layers of Fear 2. Совершенно новые истории – дополнение The Final Note для первой части и самостоятельная глава The Lighthouse Chapter, которая должна объединить все сюжеты.

Тени и звуки — единственные, но все равно самые страшные противники в Layers of Fear
Тени и звуки — единственные, но все равно самые страшные противники в Layers of Fear

Устроено переиздание самым странным образом. Игра начинается с новой истории про писателя, который приехал работать на маяк. Через несколько минут после этого стартует первая часть Layers of Fear о художнике, и примерно в середине она прерывается на еще один эпизод в маяке. Потом оригинальная игра продолжается, и так по кругу: главы The Lighthouse Chapter перебиваются оригинальными играми и дополнениями. Отдельно пройти игры формально можно, но чекпоинты в них почему-то не работают. Поймал баг или решил выйти в середине эпизода – перепроходи все заново (по крайней мере, так было в пресс-версии, которую нам предоставили).

Самое главное и заметное улучшение – переход серии на Unreal Engine 5. Это одни из первых игр, которые полностью сделаны на последнем движке Epic, а еще новинки получили поддержку рейтрейсинга и HDR. Какого-то шока картинка не вызывает: возможно, из-за того, что Layers of Fear и раньше выглядела впечатляюще. С новым движком некоторые помещения теперь выглядят фотореалистичными, но камерные хорроры и до этого впечатляли картинкой.

Что касается геймплея, то больше всего изменилась оригинальная Layers of Fear. Разработчики поменяли некоторые комнаты, изменили визуальные трюки, но даже фанатам оригинала заметить это все будет непросто. В глаза бросаются разве что новые погони, которых раньше не было: теперь герой иногда сталкивается с призраком и должен отгонять его светом лампы. В игре около пяти таких сцен, и кардинально они ничего не меняют, хотя и создают дополнительное напряжение. Услышали тревожную музыку, посветили на чудище и пошли дальше.

Отличия во второй части искать приходится внимательно — игру перенесли максимально точно
Отличия во второй части искать приходится внимательно — игру перенесли максимально точно

Однако если сравнить игры в лоб, то изменений хватает. Местами получилось лучше, местами – хуже. Например, в игре есть сцена, где за героем захлопывают дверь, а потом начинают в нее же ломиться: в оригинале дверь выглядит более хлипкой, чем в ремейке. Скримеров и просто резких моментов теперь меньше: там, где убрали два старых, добавили один новый. В целом игра стала менее страшной: судя по всему, Bloober Team все же сделала ставку на тех фанатов, кто любит лишь слегка пощекотать себе нервы.

Дополнение Inheritance почти не изменилось – это наименее интересная часть из всего сборника. Аддон позволяет взглянуть на историю Layers of Fear с точки зрения дочери главного героя, но художественной ценности в нем минимум: всю историю мы и так знаем из сюжета первой части. Из-за низкого расположения камеры, постоянной темноты и странного использования виртуальных линз во время прохождения может даже начать подташнивать. Даже мне, ветерану VR-игр, проходить Inheritance было попросту физически некомфортно.

Новое расширение The Final Note вышло более удачным. В этот раз мы играем за жену главного героя из Layers of Fear, и вот ее взгляд на историю гораздо интереснее. Дополнение постоянно напоминает о серии Silent Hill: возможно, из-за того, что Bloober Team сейчас как раз занимается ремейком второй части. Ржавчина, сотни цепей, опутывающие интерьеры, тема эмоциональных травм и физических увечий – отсылки не заметить сложно. Это, пожалуй, лучшая часть нового издания, которая и впечатляет визуалом, и освежает историю.

Эстетика Silent Hill
Эстетика Silent Hill

Layers of Fear 2, рассказывающая про актера на таинственном пустом лайнере, тоже перенесли без существенных изменений. Добавили новую механику – фонарик, который позволяет оживлять манекены и сцены с ними. Это улучшение никак не влияет на историю и геймплей: просто делает игру чуть более интерактивной. Раньше все эти сцены запускались автоматически и не требовали от игрока никаких действий. Сюжетно Layers of Fear 2 вышла заметно слабее первой части, и переиздание тут ничего не меняет.

Что касается The Lighthouse Chapter, то оценить ее полностью мне не удалось – только первую половину. Все из-за уже упомянутой глупой системы сохранений: всего один слот на все игры и дополнения (возможно,это исправят патчами после релиза). Мне пришлось перепроходить первую часть Layers of Fear и дополнение Inheritance дважды: в итоге я сначала поймал баг в одном финале расширения, а после перепрохождения – другой баг уже во втором финале. Пройти целиком сборник так и не получилось, расширение The Final Note пришлось проходить залпом, а вторую часть – изучать фрагментами.

Пожалуй, главная проблема всей франшизы – ее необычное позиционирование и структура. Во всех Layers of Fear постоянно нагнетают атмосферу, готовят к кошмарам, какой-то кульминации – и ничего не происходит. У игр серии отличный звуковой дизайн, красивая картинка, поэтому некоторые сцены легко пугают. Но в таком подвешенном состоянии с натянутыми нервами игры ведут от начала и до конца. Выходит, что пугливым игрокам тут все же будет слишком некомфортно, а фанатам настоящих хорроров – скучновато. Однако многим фанатам как раз нравится, в какую нишу попадает серия. У Layers of Fear иногда все же получается нервировать игрока, удивлять и впечатлять декорациями. Тем, кому этого хватает, коллекция должна понравиться.

Если бы не критичные баги, то Layers of Fear уже на релизе можно было бы посоветовать поклонникам не слишком страшных триллеров, которые до этого с серией знакомы не были. Я все еще придерживаюсь мнения, что первая часть получилась хорошей, а новое расширение позволяет взглянуть на знакомую историю под другим углом. Учитывая короткую продолжительность всех игр серии (от часа до трех), пройти каждую из них можно хотя бы из-за красивых уровней и хорошей работы со звуком – нагнетают атмосферу тут все же здорово.

Однако для фанатов, которые уже сыграли во все части, сборник вряд ли представляет особую ценность: изменений не так много, чтобы оправдать покупку. Даже переход на Unreal Engine 5 – игры франшизы и до этого выглядели отлично. Возможно, это и к лучшему: грядущий ремейк Silent Hills 2 меньше всего нуждается в сюжетных трансформациях.

6,5 из 10