Найти в Дзене

Анатолий Александров: «Чернобыль — трагедия и моей жизни тоже»

В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Анатолия Петровича Александрова — родоначальника атомного флота и научного руководителя атомной энергетики в СССР, возглавлявшего Академию наук СССР и Курчатовский институт. Он считал Чернобыльскую катастрофу личной трагедией.

В отличие от многих, Александров не пытался снять с себя ответственность за то, что произошло в Чернобыле.
В отличие от многих, Александров не пытался снять с себя ответственность за то, что произошло в Чернобыле.

Анатолий Александров родился 13 февраля 1903 года в городе Тараща под Киевом. Дети рано потеряли мать, их воспитанием занималась бабушка. Толя был младшим в семье, но уже с детства удивлял энергией и амбициозностью. В 1924 году поступил на физико-математический факультет Киевского государственного университета. Чтобы помочь семье, совмещал преподавание физики и химии для старшеклассников с учебой, досрочно окончил вуз.

Весной 1931 года Александров по приглашению Абрама Федоровича Иоффе стал ассистентом кафедры общей физики Ленинградского индустриального института, затем заведующим лабораторией. С 1934 года — доцент кафедр технической электроники и химической физики. В 1938 году стал кандидатом наук без защиты диссертации, а потом и доктором физико-математических наук.

Совместно с И. В. Курчатовым и В. М. Тучкевичем Александров разработал метод защиты кораблей от магнитных мин, который успешно применяли на советском военном флоте. Также Александров изобрел электродуговой прорезатель противолодочных сетевых заграждений «Сом».

«До войны я часто болтался у дяди дома, он был абсолютно закрытый человек, на научные темы не общался» — рассказывал выпускник ЛПИ 1960 года Евгений Борисович Александров, племянник Анатолия Александрова.

А в военные годы, когда все страдали от голода и дистрофии, Александров, в то время член-корреспондент АН СССР, помогал семье брата.

В марте 1943 года Анатолий Петрович активно включился в работу по советскому атомному проекту и перешел под начальство Курчатова. Александров вспоминал:

«Я тогда сказал ему, что согласен работать в этом направлении, но у меня есть два пожелания: не работать непосредственно над бомбой и раз в году иметь месячный отпуск. Он согласился, и надо сказать, что эти пожелания всегда выполнялись».

С 1948 года он разрабатывал промышленные реакторы, совмещал должности заместителя директора Лаборатории измерительных приборов АН СССР (ЛИПАН) и директора в Институте физических проблем.

Александров возглавил строительство первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» и первого в мире атомного ледокола «Ленин». Под его руководством построили судовые энергетические установки для атомных ледоколов, наладили производство подводных лодок с ядерной двигательной установкой. В 1960 году Александров возглавил Институт атомной энергии, где по его инициативе построили крупнейшую в СССР установку по сжижению гелия. Руководил проектом реакторных установок типа РБМК, такой же реактор был установлен на Чернобыльской АЭС. Больше десяти лет занимал пост президента Академии наук СССР.

Несмотря на занятость, Александров очень любил отдыхать на природе. Вместо отдыха в санаториях выбирал любимую дачу, походы на лодках, ночевки в палатках. Хорошо известно чувство юмора академика: он часто устраивал всевозможные розыгрыши и семейные театрализованные представления.

Анатолий Петрович, несмотря на то, что ему на тот момент было уже 83 года, сам ездил в Чернобыль после катастрофы.
Анатолий Петрович, несмотря на то, что ему на тот момент было уже 83 года, сам ездил в Чернобыль после катастрофы.

В 1986 году случилось непоправимое – катастрофа на Чернобыльской АЭС. Племянник исследователя Евгений Борисович вспоминал, что за несколько дней дядя буквально почернел от горя. В отличие от многих, он не пытался снять с себя ответственность. В первый день аварии в его кабинете был создан антикризисный штаб, и лучшие умы работали над ликвидацией последствий. Сам Александров в 83-летнем возрасте несколько раз ездил в Чернобыль.

В книге «Анатолий Петрович Александров. Прямая речь» академик вспоминал:

«...Чернобыль — трагедия и моей жизни тоже. Я ощущаю это каждую секунду. Когда катастрофа произошла, и я узнал, что там натворили, чуть на тот свет не отправился. Потом решил немедленно уйти с поста президента Академии наук... Но я покривил бы душой, если бы согласился с мнением, что теперь атомную энергетику развивать не надо, и все АЭС надо закрыть. Отказ человечества от развития атомной энергетики был бы для него губителен. Такое решение не менее невежественно и не менее чудовищно, чем тот эксперимент на Чернобыльской АЭС, который непосредственно привел к аварии.
Мне часто задают вопрос: знал ли я о нем? В том-то и трагедия, что не знал. Никто вообще в нашем институте не знал о готовящемся опыте и не участвовал в его подготовке».

Анатолий Петрович Александров — трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинских и Ленинской премий, награжден девятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени. Его имя носит Научно-исследовательский технологический институт в Сосновом Бору Ленинградской области, там же установлены бюст и памятник.

Подписывайтесь на канал «Теория большого Политеха» и узнавайте больше об истории науки!

Читайте другие материалы про политехников, совершивших открытия, важные для своего времени: