В первые месяцы войны Красная Армия столкнулась с оснащёнными фашистскими дивизиями. Тогда стало понятно, что проблемы есть по всем направлениям фронта. Чтобы противостоять захватчикам требовались разные идеи, даже самые простые. Одна из таких — коктейль Молотова. Бутылка с зажигательной смесью была весьма эффективным средством против танков, самоходок и долговременных огневых точек, но требовала доработок...
Уже 7 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял специальное постановление «О противотанковых зажигательных гранатах (бутылках)». С 10 июля 1941 года приказывалось организовать снаряжение литровых стеклянных бутылок огнесмесью по рецептуре НИИ-6 Наркомата боеприпасов.
Бутылки следовало бросать с дистанции 20 метров, но в реальности расстояние было намного меньше. К тому же подбить танк при помощи одной бутылки было сложно.
- Достоинства: простота и дешевизна изготовления.
- Недостатки: опасность поражения самих бойцов. Бутылка могла загореться в руках. Нужны были надежные огненные смеси и запалы.
За дело взялись учёные
В июле 1942 года кафедра Электрометаллургии цветных металлов (ЭЦМ) Ленинградского политехнического института, которой руководил профессор Юрий Баймаков, занялась усовершенствованием бутылки с зажигательной смесью. Эффективным оказался запал в виде ампулы со сплавом металлического калия и натрия:
- Он помещался в бутылку с керосином и небольшим количеством воды.
- Бутылка разбивалась и щелочные металлы зажигали керосин.
Производство калиево-натриевого сплава поручили кафедре ЛПИ. Сплав добывался электролизом. В месяц учёным удавалось получать до 50 килограммов опасной жидкости. Процесс был далеко не безопасен. Случались вспышки и возгорания. Сильные ожоги получил сын Юрия Баймакова, Александр, который был в ту пору студентом и помогал отцу на кафедре. Он пролежал в госпитале больше года.
Сам Юрий Владимирович — легенда Политеха
Выдающийся ученый проявлял стойкость и жизнелюбие даже в годы войны. Все дни блокады он провёл в Ленинграде.
- Инженер-металлург, профессор, доктор технических наук.
- Главный металлург завода «Красный выборжец» и главный инженер строительства Волховского и Тихвинского алюминиевых комбинатов.
- На протяжении сорока лет бессменный заведующий кафедрой «Электрометаллургия цветных металлов».
- Обожал спорт. В 1912 году был членом сборной России по плаванию на Олимпиаде в Стокгольме.
- А ещё он вместе с семьей разводил овощи и вырастил самую большую в Ленинграде тыкву.
Ещё в годы войны на кафедре ЭЦМ развернулась работа по совершенствованию фильтров для газоубежищ
Весной 1942 года лаборатория наладила получение кислорода для госпиталей. Учёные смонтировали установку, в которой путем электролиза вырабатывался кислород. Им наполняли подушки и передавали медикам. В дни блокады в Ленинграде не хватало спичек. А для кремниевых зажигалок в больших количествах требовался металлический кальций. Его производство наладили на кафедре ЭЦМ.
Юрию Баймакову помогал Михаил Ботвинник – будущий чемпион мира по шахматам и блестящий специалист в области электроэнергетики. Символично, что чемпионом мира он станет в третью годовщину Дня Победы — 9 мая 1948 года.
👇 А что касается бутылок с зажигательной смесью, вот официальные данные. С помощью «стеклянной артиллерии» во время Великой Отечественной войны советские бойцы уничтожили:
- танков, бронемашин и самоходок – 2429
- дотов и дзотов – 1189
- других укрепленных сооружений – 2547
- автомашин – 738
- военных складов – 65
И весомый вклад в разгром врага внесли специалисты кафедры Юрия Баймакова. В кратчайшие сроки в невыносимых условиях блокады учёные Политеха решали важнейшие практические задачи и совершали открытия. Ни на секунду не забывая легендарный девиз: «Всё для фронта! Всё для Победы!»
Читайте историю создателя амбарчика, морской чайки и рабочей лошадки Георгия Михайловича Бериева.
И подписывайтесь на канал «Теория большого Политеха», чтобы не пропустить историю нового героя патриотического проекта Минобрнауки «Научный полк».