О создателе амбарчика, морской чайки и рабочей лошадки

18K прочитали

Лётчики называли его творение «амбарчик» за угловатые формы, а за серебристую окраску – «морская чайка». Но лучше всего ему подходит определение «рабочая лошадка» – за простую и надёжную службу. Он подарил стране ряд мировых рекордов и дал начало противолодочной авиации России. Речь о МБР-2, морском ближнем разведчике, – самом массовом предвоенном гидросамолёте и активном участнике Великой Отечественной войны. Его создатель – советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-технической службы Георгий Михайлович Бериев, выпускник Ленинградского политехнического института (ЛПИ) 1930 года.

Советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-технической службы Георгий Михайлович Бериев, выпускник ЛПИ 1930 года.
Советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-технической службы Георгий Михайлович Бериев, выпускник ЛПИ 1930 года.

До этого машины для флота конструировали в основном по бипланной схеме. Для своего первого самолёта Бериев выбрал схему одномоторного свободнонесущего моноплана с двухреданной лодкой, имевшей большую поперечную килеватость, что давало хорошую мореходность и способность взлетать и садиться на воду при волне высотой до 0,7 метра.

Георгий Бериев проектировал МБР-2 цельнодеревянным, максимально простым и технологичным в производстве. Он использовал новейшие для того времени проектно-конструкторские решения, которые выбирал после экспериментов и исследований в аэродинамических трубах и опытном бассейне ЦАГИ.

Самолет МБР-2 намного превосходил показатели зарубежных машин подобного типа.

Основу силового каркаса лодки составляли:

  • продольная килевая балка, которая брала большую часть нагрузки при посадке на воду;
  • продольные балки-кильсоны, подкреплявшие вогнутую обшивку днища лодки;
  • продольные стрингеры-скулы;
  • поперечные шпангоуты, связанные фанерной обшивкой.

Крыло было сделано из двух коробчатых лонжеронов, рамных нервюр и фанерной обшивки. Разведчик имел наступательное вооружение из шести-восьми бомб общей массой до 500 кг на наружных бомбодержателях под консолями крыла. Оборонительное вооружение было из двух подвижных спаренных пулемётов ДА-2 на открытых турелях в носовой и средней частях фюзеляжа.

МБР-2, морской ближний разведчик, – самый массовый предвоенный гидросамолёт и активный участник Великой Отечественной войны.
МБР-2, морской ближний разведчик, – самый массовый предвоенный гидросамолёт и активный участник Великой Отечественной войны.

Серийное производство велось на Таганрогском авиационном заводе № 31. На МБР-2 установили двигатель М-17, и самолет стал легче на 60 кг, а его максимальная скорость возросла на 6 км/ч, увеличилась и дальность полета. После устранения недостатков завод началось крупносерийное производство МБР-2.

В 1935 году МБР-2 модифицировали: установили новый двигатель М-34Н, улучшили аэродинамическую форму и усилили оборонительное вооружение. Благодаря более высокой посадке летчика стал лучше обзор с рабочего места, кабины лётчика и заднего стрелка теперь закрывались прозрачными фонарями, а вместо спаренных магазинных пулемётов ДА-2 были установлены скорострельные пулемёты ШКАС. Максимальная скорость самолёта на уровне моря стала 235 км/ч, а на расчётной высоте 5000 метров возросла до 275 км/ч.

Георгий Бериев проектировал МБР-2 максимально простым и технологичным в производстве.
Георгий Бериев проектировал МБР-2 максимально простым и технологичным в производстве.

К 1937-1938 годам летающие лодки МБР-2 стали основными гидросамолётами советской морской авиации. Появился сельскохозяйственный вариант самолёта, который в районах Сибири и Крайнего Севера вёл поиски косяков рыбы, «пас» с воздуха стада морского зверя. Долгое время пассажирский вариант МП-1 трудился на линии Одесса–Батуми. Немало пользы принёс и почтово-грузовой вариант.

МБР-2 более десяти лет выходил в серии, всего было сделано более 1300 экземпляров различных модификаций. Самолёт несколько лет эксплуатировался в частях морской авиации Балтийского, Северного и Черноморского флотов, успешно применялся во время Великой Отечественной войны и даже в войне с Японией. Лётчикам на МБР-2 удавалось уничтожить и повредить большое количество кораблей противника, береговых сооружений, складов, причальных пирсов и несколько подводных лодок, а также спасать экипажи сбитых самолетов. МБР-2 положил начало противолодочной авиации России. Во время блокады Ленинграда МБР-2 по ночам наносили удары по железнодорожным станциям и эшелонам на немецких прифронтовых коммуникациях.

Подписывайтесь на канал «Теория большого Политеха», чтобы не пропустить историю нового героя патриотического проекта Минобрнауки «Научный полк».