Импортозамещение МС-21 продолжается. Теперь полностью «своим» станет создание «черного» крыла лайнера. Реализовывать процесс будет новейший робот-укладчик. Создавали чудо техники в корпорации «Иркут», входящей в «Объединенную авиастроительную корпорацию («Ростех»), совместно с ЮРГПУ (НПИ) им. Н.И. Платова.
Волшебные крылья
«Черное» крыло – гордость разработчиков МС-21. Изначально его планировали создавать из композитных материалов. Название появилось благодаря превалирующему углепластику темно-серого цвета.
Композитное крыло МС-21 – прорыв в отрасли. Для усовершенствования аэродинамических показателей разработчики лайнеров по всему миру пытаются увеличить размах крыла. Но не у всех получается приблизиться к нужным весовым показателям. В ОАК создали идеальные пропорции и «состав», позволяющие увеличить крейсерскую скорость, высоту полета и снизить расход топлива.
До 2022 года крыло сложно было назвать российским. Ведь не только процесс создания, но и сами материалы были западными. Ситуация с композитами разрешилась быстро, а вот робота-укладчика пришлось ждать больше года.
Что делает умная машина
Первый заместитель генерального директора государственной корпорации «Ростех» Владимир Артяков заявил, что российский робот-укладчик ни в чем не уступает зарубежным аналогам, а в каких-то моментах их даже превосходит. Немаловажным достижением является и то, что устройство работает на собственной системе управления процессами и ПО.
Функция робота состоит в том, чтобы автоматически укладывать сухую ленту из композитов, послойно формируя крыло. В процессе участвует лазер. Он разогревает ленту для оптимальной склейки с предыдущим слоем. Непрерывность процесса обеспечивается за счет длины ленты, скрученной в бобину. Она составляет от 3 до 3,5 тыс. метров.
Технология позволит создавать и другие детали лайнера, что позволит ускорить выпуск МС-21. По новым данным, в 2024 году «Аэрофлот» получит шесть первых самолетов.
Работа кипит
Создание робота-укладчика – важное событие в импортозамещении. Но это лишь часть огромного процесса. В январе этого в НИИФИ началась разработка датчиков и преобразующих систем, призванных контролировать температурные режимы шасси и кондиционирования.
Помимо этого:
- в АО «Навигатор» создали систему предупреждения от столкновений в воздухе;
- в марте «Поликом» разработал станок для сборки второй стадии шин для МС-21;
- в начале апреля в Перми началось серийное производство ПД-14. К 2030 году на ОДК-ПМ ежегодная сборка составит 160 двигателей;
- в конце апреля стартовала покраска самолета в новую ливрею.
Эти и другие работы непрерывно ведутся в разных уголках страны, чтобы как можно быстрее долгожданный самолет поднялся в небо