Кабина Як-42 и немного техники «в погонах»

2,2K прочитали

О небе, самолётах, вертолётах

Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин со звёздами.

«Летающий танк» — Су-25 на фоне Ту-144. На носу у штурмовика не пулемёты, а два приёмника воздушного давления (ПВД) для указателей скорости:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин

О ПВД — в статье «Как самолёт находит путь? Часть I»:

Корма «бэкфайра» (Ту-22М) с пушками ГШ-23 и РЛС «Криптон» их автоматического прицеливания:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-2

Как работают РЛС (радиолокационные станции) — в статье «Как самолёт находит путь? Часть III»:

Салон Як-42:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-3

Что в Смышляевке (Самара), что тут стоят предсерийные Яки с одноосными основными опорами шасси и без предкрылков, производства ещё Смоленского завода (серийные делали в Саратове), только у смышляевского запускаются двигатели, но салон пустой, а у монинского наоборот.

Штурвал командира, правый штурвал выполнен зеркально:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-4

Слева — самые важные кнопки, поскольку справа (на среднем пульте, он на снимке ниже) стоят рычаги управления двигателями — РУД, и кабина рассчитана на то, что пилотирующий одной рукой крутит штурвал, а другой управляет двигателями. Поэтому правый штурвал выполнен зеркально.

Красная — «Откл АП», то есть отключение, автопилота, ниже — «СПГУ», это кнопка передачи по самолётному переговорному устройству (сказать что-то в наушники экипажа), «Радио» — передача в радиоэфир. Справа — кнопка автоухода на второй круг, не знаю точно, как на Яке, а на Ту-154 самолёт сам выводится в горизонтальный полёт и даёт взлётный режим двигателям, по мере разгона самолёт переходит в набор высоты. «Совм. упр.» — совмещённое управление, позволяет при полёте на автопилоте «подрулить» вручную: нажал, подрулил, отпустил, вновь работает АП.

Длинные бурые кнопки — для балансировки по тангажу́, можно углядеть над ними надписи «Пик.» (пикирование, опускание носа) и «Кабр.» (кабрирование, подъём носа). «Главная» (левая) управляет стабилизатором, он у Яка переставляется почти как у Ту-154, только моторы гидравлические, а не электрические:

И крутят «с двух концов»: один — гайку, другой — винт, а не оба гайку, как на «туполе». Так надёжнее — нет критического узла, от заклинивания которого встанет всё. На заре эксплуатации Як-42 одна машина упала как раз из-за разрушения гайки подъёмника, из-за чего самолёт незаслуженно попал в опалу. Хотя подъёмник был доработан и больше не подводил ни разу. Туполеву прощались куда бо́льшие грехи...

Правая кнопка управляет триммером руля высоты, он используется лишь при отказе управления стабилизатором, поскольку балансировка рулём высоты увеличивает сопротивление. На стабилизаторе возникают сразу два «излома»: первый — от отклонённого триммера, второй — от отклонённого триммером руля высоты, проще сразу переставить весь стабилизатор, оставив его «гладким».

Средний пульт:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-5

Что такое РУД — уже сказано, а РОД — рычаги останова двигателей, легендарные стоп-краны самолёта. Стопорение рулей защищает опоры рулей и механическую проводку управления (она идёт прямо от штурвалов и педалей) от разбивания ветром. Взлёт с застопорёнными рулями невозможен, поэтому стопор сблокирован с РОДами: пока не расстопоришь рули — не запустишь двигатели.

Средняя приборная доска с приборами контроля двигателей и элементов самолёта (закрылков, триммеров):

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-6

Здесь же стоят 10 центральных сигнальных огней (ЦСО) системы аварийной сигнализации (САС) — в две колонки слева. К САС вернёмся чуть позже. А по бокам от средней доски — левая и правая доски лётчиков, они очень похожи, бо́льшую часть приборов с них вы можете опознать по тем же статьям «Как самолёт находит путь?»

Насчёт штурвалов, как видите, не обманул — выполнены зеркально. Под средней доской — индикатор метеорадара «Гроза» и планшет навигационный ПН, на него ставилась лента-карта, которая протягивалась от навигационного комплекса по мере полёта.

Часть средней доски крупно, чтобы читались надписи на приборах:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-7

Как видим, приборы и сигнальные табло всех трёх двигателей одинаковы. Самый верхний — указатель положения рычага топлива (УПРТ) типа ИП-21 (индикатор положения элементов самолёта). В принципе, этот прибор умеет показывать что угодно, но здесь он показывает положение топливного регулятора, управляемого РУДом. Поставил РУДом УПРТ как надо — и двигатель сам выйдет на нужный режим, благо это не мгновение, а секунды.

Далее — 3-стрелочный моторный индикатор УИ3-3, указатель температуры выходящих газов УТ-7 и 3-стрелочный же тахометр ИТА-13, но две стрелки прячутся за третьей, их видно лишь при работе двигателя. Зачем на один двигатель аж три стрелки — покажу на днях, а с УИ3-3 можно разобраться по статье о кабине Ми-6:

Левый боковой пульт, как я их кратко называю — «подмышка»:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-8

Большое чёрное барашковое колесо спереди (по полёту) от крышки «Запуск на земле» — наземный руль, управление разворотом передней опоры шасси на большие углы. На малые углы (на взлёте-посадке) она управляется от педалей вместе с рулём направления. А открытую крышку запуска двигателей я покажу во второй части статьи.

Пока — задняя часть пульта фронтально, крупно:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-9

Тут видны приборы «чёрного ящика» — МСРП, магнитного самописца режимов полёта, а именно круглый чёрный ИТВ-1 (индикатор текущего времени) и задатчик даты и номера рейса, тип не помню. По центру под красными колпачками — выключатели цифровой электронной системы управления двигателями (ЭСУ).

Её выключают, если она снижает режим двигателей «не по делу», двигатель продолжает работать на гидромеханическом регуляторе. Говорят, было дело (без подробностей, сами понимаете), что летел наш Ту-22М, рядом пристроился заморский самолёт радиоэлектронной борьбы (РЭБ) — и у «бэкфайра» р-р-раз и пошёл падать режим двигателей. Значит, супостат пустил помехи на ЭСУ. Но у нас на любую заморскую помеху есть русский выключатель, щёлкнули да дальше полетели на гидромеханике...

Передняя часть, тут пульты виброаппаратуры двигателей, СПГУ и много разной мелочи:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-10

Левая панель АЗС — автоматов защиты сети:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-11

ПНО — пилотажно-навигационное оборудование, ЭРО — электро- и радиооборудование, ППС — противопожарная система.

Угол левого бокового пульта и левой приборной доски, тут стоят приборы контроля вспомогательной силовой установки — ВСУ:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-12

ВСУ на Як-42 стоит типа ТА-6В — почти такая же, как на Ту-154, Ту-22М, Ил-76... О ВСУ и турбоагрегатах — в двух статьях в разделе «Пламенный мотор»:

Правая «подмышка», тут стоят абонентский аппарат СПГУ второго пилота и панель систем, работающих на сжатом воздухе от двигателей — кондиционирования и противообледенительной:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-13

Угол пульта с панелью электросистемы, внизу — дублирующий «командник», командный агрегат системы авторегулирования давления (САРД), что выпускает из самолёта воздух и тем самым держит давление. Основной агрегат рядом, тоже чёрный, но меньше, он виден на предыдущем снимке:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-14

О том, какие бывают казусы с САРД из-за одной буквы — у бортмеханика Михаила Селюминова:

Правая панель АЗС:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-15

Верхний электрощиток:

О небе, самолётах, вертолётах  Сегодня — фотографии из Центрального музея ВВС (Московская область, Монино) с пояснениями, в основном из кабины любимого мной «большого Яка», но для начала — пара машин-16

Крупным планом — во второй части:

Два музейных Як-42 и любознательная кошка

Общее оглавление канала