Найти в Дзене
ВТБ Страна

Русский неоклассицизм: античные мифы с национальным колоритом

Оглавление

Рубежи веков — всегда переломное время, когда сталкиваются ожидание перемен и страх перед ними, желание нового и одновременно попытки найти стабильность в прошлом. Из таких противоречий между 19 и 20 веками появился русский неоклассицизм. В статье вспомним творцов неоклассики и выясним, на какие идеалы они опирались и какие новаторские приемы использовали.

Чем привлекательна классика?

Кузьма Петров-Водкин. «Вакханка», 1912 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Кузьма Петров-Водкин. «Вакханка», 1912 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Неоклассицизм вернул в искусство вдохновение классическим искусством прошлого. Его творцы верили в вечные идеалы красоты. Стиль спорил с натурализмом и реализмом и утверждал, что только искусство обладает истинной эстетикой, которую не отыщешь в обычной жизни. Такая красота лучше всего отражена в искусстве Античности, на которое и стоит равняться.

Мода на неоклассицизм пришла в русскую живопись в конце 19 века, хотя его истоки в Европе искусствоведы находят в 18 веке. Расцвет стиля в России связан с реакцией на творческие поиски авангардистов. Чтобы противостоять хаосу в искусстве, художники-неоклассики пытались вернуть забытые идеалы красоты и возвратиться к каноническому совершенству живописи. Так мастера стремились удержаться за стабильность в быстро меняющемся мире.

Сюжеты неоклассицизма тоже классически античные: подвиги героев древности, мифы и легенды. Зачастую это дополнено идеальной обнаженной натурой и приправлено драматизмом. Подлинной античности на российской территории было немного, поэтому русский неоклассицизм нередко опирался на национальный опыт — древнерусскую иконопись и народное искусство.

Похищение Европы: модерн или неоклассика?

Валентин Серов. «Похищение Европы», 1910 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Валентин Серов. «Похищение Европы», 1910 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Картины русского неоклассицизма часто сочетали в себе черты разных направлений. К таким относятся работы Валентина Серова. Например, «Похищение Европы» он создал после поездки в Грецию. Там художник познакомился с археологическими находками Кносского дворца, поэтому в основу нового полотна лег древнегреческий миф о Зевсе и финикийской красавице Европе. Чтобы завладеть ею, громовержец обратился в прекрасного быка. Когда девушка, играя, запрыгнула к нему на спину, Зевс увез ее на остров Крит, а там взял в жены.

Едва ли выбранную Серовым форму можно назвать классической. На полотне он использовал типичный для модерна прием стилизации, непривычно поднял горизонт и экспериментировал с цветом. Быка мастер изобразил ярко-оранжевым, а не белым, как было принято в академическом искусстве. Но даже в такой смелой форме много отсылок к искусству древности: Европа — вылитая древнегреческая кора с архаической улыбкой на устах, а дельфины словно списаны с античных амфор.

«Русская Венера»: неоклассицизм с примесью народных традиций

Борис Кустодиев. «Русская Венера», 1925–1926 годы, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород © Public domain
Борис Кустодиев. «Русская Венера», 1925–1926 годы, Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород © Public domain

Национальную линию, тоже свойственную неоклассицизму, в России лучше всего выражал Борис Кустодиев. К художественной ясности классицизма он добавил фольклорные мотивы. Например, в серии известных «Купчих» или «Венер».

Даже в названии картины Кустодиева «Русская Венера» — открытое обращение к искусству Античности. Только русской культуре чужды рожденные морской пеной, хрупкие древнегреческие богини. Женская красота «по-русски» в другом: сильное и здоровое тело, длинные и золотые, как в русской сказке, волосы, румянец на щеках. Особенно очаровательно смущение «Русской Венеры»: она стыдливо прикрывается банным веником, укрепляя тело и дух в горячей бане.

«Арлекин и Пьеро»: в память об «актерских подвигах»

Александр Яковлев и Владимир Шухаев. «Автопортреты (Арлекин и Пьеро)», 1914 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Александр Яковлев и Владимир Шухаев. «Автопортреты (Арлекин и Пьеро)», 1914 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Манифестом русского неоклассицизма называют «Автопортреты (Арлекин и Пьеро)» единомышленников Александра Яковлева и Владимира Шухаева. Об истории создания картины подробно рассказывал сам Шухаев:

«В 1911 году мы, я и Александр Яковлев <...> случайно попали на спектакль „Шарф Коломбины“, и нам так понравился спектакль, что <...> мы, как пьяницы, ходили каждый вечер: перезнакомились со всей труппой и с самим Мейерхольдом. Случилось так, что как-то предложили роль Арлекина Яковлеву <...> затем <...> роль Пьеро поручили мне. Пьеро у меня вышел совершенно исключительный. В. Э. Мейерхольд в своих высказываниях утверждал, чтобы я бросил Академию художеств, ибо я первоклассный мимический актер».


В картине «Арлекин и Пьеро» художники возродили форму классического портрета со светотеневой моделировкой форм, простотой цвета, бесфактурным мазком. Разглядывая картину, трудно поверить, что каждая из фигур имеет своего автора: Яковлев изобразил себя в костюме Арлекина, а Шухаев — в костюме Пьеро. Они стоят в театральных, чуть искусственных позах, олицетворяя две человеческих противоположности. Это все то же стремление классики к отображению вечно актуальных и понятных образов.

Русский неоклассицизм сложный и противоречивый. Некоторые исследователи считают, что это вовсе не стиль, а только часть «ретроспективизма», другие смешивают его с модерном, а третьи вообще обвиняют неоклассику в провозглашении принципа «идеального человека». Разобраться в неоклассицизме и насладиться известными полотнами русских мастеров начала 20 века можно на выставке «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России», которая откроется 29 июня в Русском музее в корпусе Бенуа. Банк ВТБ — генеральный партнер музейного комплекса, поддерживающий его культурные проекты.