Найти тему

Жемчужная магия Яна Вермеера

Ян Вермеер и жемчуг неразрывно связаны. Жемчуг изображен на 18 из 36 его картин, поэтому можно с уверенностью сказать, Вермеер был им очарован. Сегодня я предлагаю вам, уважаемые читатели, погрузиться в мир роскоши, элегантности и волшебства жемчуга в творчестве Яна Вермеера.

«Девушка с жемчужной серёжкой» — самая известная картина Вермеера. Она не является чьим-то портретом, это скорее "тронье" — фантазийный портрет, отражающий типаж или темперамент. На этой картине изображена девушка в экзотическом платье, в восточном тюрбане и с невероятно большой жемчужиной в ухе. Но что делает эту картину особенно привлекательной?

«Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер около 1665 года
«Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер около 1665 года

Ответ кроется в мастерском подходе художника к изображению жемчуга. Вермеер, используя свою тонкую художественную интуицию, дарит нам возможность ощутить истинную красоту и блеск этого "драгоценного камня". Гениальность заключается в том, как художник написал жемчужину всего двумя мазками белой краски: один внизу — отражение воротника, и ещё один вверху — там он нанес краску более густым слоем, чтобы указать, где отражалось больше всего света. Больше ничего нет, даже серебряного крючка серьги. Таким образом Вермеер достигает эффекта матового блеска и создает впечатление настоящего жемчуга.

Однако важно отметить, что размеры жемчуга на полотнах Вермеера нередко преувеличивались. Художник создавал ощущение огромных жемчужин, которые на самом деле были крайне редкими и дорогостоящими. Можно предположить, что он использовал искусственные жемчужины, созданные в Венеции, чтобы достичь такого эффекта. Эти подделки, изготовленные из металла или окрашенного выдувного стекла, придавали картинам особый шарм и роскошь.

«Девушка с жемчужным ожерельем» Ян Вермеер 1662-1665 годы
«Девушка с жемчужным ожерельем» Ян Вермеер 1662-1665 годы

Манарский залив, расположенный между Южной Индией и Шри-Ланкой, был одним из популярных мест для ныряния за жемчугом в XVII веке. В то время ныряльщики использовали тяжелые камни для погружения на глубину. Иногда им приходилось собирать более тысячи устриц, чтобы найти хотя бы одну жемчужину, достойную внимания. Как вы понимаете, такое ожерелье, как на картине «Девушка с жемчужным ожерельем», состоящее как минимум из 20 жемчужин, стоило целое состояние. Но Вермеер, будучи художником, имел возможность создать нитку жемчуга любой длины и жемчужные серьги любого размера.

Жемчуг Вермеера — искусство само по себе

Если мы более внимательно рассмотрим жемчужины на полотнах Вермеера, то обнаружим, что он использовал различные подходы в их изображении. Художник тщательно подходил к нанесению краски на жемчужину, учитывая ее размер, положение в композиции и стиль произведения.

Фрагмент «Дама, сидящая за вирджиналем» Ян Вермеер 1670-1672 годы
Фрагмент «Дама, сидящая за вирджиналем» Ян Вермеер 1670-1672 годы

Например, в картине «Дама, сидящая за вирджиналем» Вермеер изобразил жемчужины просто точками белой краски - они находятся в тени, поэтому этот блеск прекрасно выделяется. А жемчужное ожерелье становится важным элементом визуального центра картины.

В других случаях, жемчуг изображен более детализировано, с использованием тонких мазков и переходов от светлых к темным оттенкам. Каплевидная жемчужная серьга в «Госпоже и горничной» состоит из матового белого грунтового слоя, на котором Вермеер нарисовал два блика: один большой, длинный блик в середине серьги и меньший, под ухом женщины, чтобы передать текстуру и блеск жемчуга.

«Госпожа и горничная» Ян Вермеер 1666-1667 годы
«Госпожа и горничная» Ян Вермеер 1666-1667 годы
«Пишущая дама» Ян Вермеер 1665-1666 годы
«Пишущая дама» Ян Вермеер 1665-1666 годы

Для картины «Пишущая дама» Вермеер выбрал более круглый жемчуг. Изучение слоев краски этого полотна показывает, что художник написал жемчуг последним. Для серьги справа он использовал базовый слой цвета слоновой кости с белыми бликами. Левая серьга серого цвета, но она тоже сразу узнается как жемчужина — благодаря небольшому белому мазку, который Вермеер добавил в качестве завершающего штриха.

----------------------------------------------------------------------------------------

Если вам понравилась эта статья о Яне Вермеере и его прекрасном использовании жемчуга в живописи, не забудьте поставить лайк. Буду рада и, с удовольствием, продолжу делиться с вами интересностями о великих художниках и их произведениях.