Друзья, сегодня опубликую очередное письмо, которое получила от читательницы Валерии. Что сказать? Дети в любой школе могут «косячить». Нет школ или обществ, в которых дети идеальны. Хорошие и плохие школы отличаются тем, как дальше взрослые реагируют на «косяки», как прорабатывают их с детьми. Мне очень печально, что есть взрослые, которые предпочитают реагировать на проблемы вот так, как в истории из письма. Точнее, никак. Но мне и приятно (признаюсь) было узнать, что я веду канал не зря. Кому-то эта моя просветительская работа помогает принимать верные решения. Значит, буду продолжать.
«Здравствуйте, Светлана. Как-то у вас на канале была статья про мальчика, с которого на выездном мероприятии во сне стянули штаны и сделали фото. И как никто в классе не сказал, что это что-то ненормальное. Как я поняла, в истории дети особо это и не поняли. Кто-то эти фото даже не заметил. Кто-то не понял, что это было. И всё равно с классом работали. До детей донесли, что так нельзя. Дети испытали вину, стыд. Многие плакали не один день.
Помню комментарии. Вопрошали, зачем вообще надо было мусолить, довести детей до слёз? А я тогда подумала, что, наоборот, дети должны прожить этот опыт стыда. Чтобы больше никогда. А многие писали, что вот это произошло из-за того, что в школе гуманистические ценности, не туда завели детей, что в обычной дворовой школе в голову бы никому не пришло со спящего ребёнка штаны стянуть.
Я читала и хотелось кричать каждому: «Откуда вы это знаете, пока это не произошло с вашими детьми?» Хотелось с каждым спорить. Но тогда не смогла. Душила боль. Именно тогда мы с сыном проживали травму. С ним ровно это и произошло. Стянули штаны. Не со спящего. Среди бела дня. Не в гостинице, не на турбазе. Нет. Прямо в школе. И не три человека об этом знали, как в той истории. Видел весь класс. Ни один не вмешался.
Моему сыну 13. Ходил в обычную школу во дворе по прописке. Популярным он никогда не был. Но особо и не трогали. Примерно как всех. А как всех? Могли обозвать. Толкнуть. Посмеяться. Это в классе норма. Сейчас звучит даже страшно — норма. Я раньше так говорила: «Нормально. Как везде». У меня в детстве было так же. Периодически кого-то подтравливают. Сыну сильно не доставалось. Про травлю над другими рассказывал. Я советовала, как большинство: «Не высовывайся особо, а то самому достанется, а если что, дай сдачу». Так же говорили остальные родители своим детям. Я читаю ваш канал около года. И только благодаря вам поняла, что это неправильная позиция. Что в школе такого вообще быть не должно. Не должно быть страшно. Не должны дети ходить, вжавшись в плечи. Что их надо учить реагировать не только на насилие над собой, но и над другими. Ваши статьи помогли мне поменять точку зрения. Какое-то время назад я начала говорить сыну, что не надо молчать, когда кому-то достаётся, что молчанием мы оправдываем насилие. Но поздно. Культура в классе (если её можно так назвать) прогнила. Я стала видеть, что уходить оттуда надо. Не из класса даже. В целом из школы. Так как от подруг, дети которых в других классах, слышу то же самое. Стала даже подумывать о том, чтобы школу другую поискать. Каждый раз, когда сын рассказывал про какой-то очередной эпизод, пробегала мысль: «Надо всё-таки искать хорошую школу, не хочу, чтобы сын в такой обстановке познавал жизнь». Дальше мыслей дело не шло. Ведь его особо не трогали. Дождалась, пока жареный петух клюнул...
Это случилось на перемене. Сын особо детали не рассказывал. Ему больно. Есть там шайка самых активных. Вот они начали сыпать ксенофобские шутки, выкрикивали всякие гадости про евреев. Сын в какой-то момент отреагировал: «А что не так-то с евреями? Что они вам сделали?» Они на него: «А ты, может, жид? А давайте проверим! Снимайте с него штаны». Повалили на парту. Их было человек пять. Остальные смотрели. Никто не сказал ни слова. В самый разгар издевательства зашла учительница. Сказала: «Что вы тут устроили? Совсем мозгов нет! Отойдите от него» и начала урок. Как ни в чём не бывало.
Сын встал и ушёл. Прямо с урока. Дома сказал, что больше в школу не пойдёт. Я позвонила классной. Та сказала, что поговорит с главным зачинщиком. Я удивилась: «Только с ним? А остальной класс? Они же должны понять, что это не норма». Она ответила, что и так все понимают, и что детей всё равно не исправишь, кто умный, тот сам понимает.
Потом я несколько раз звонила, уточняла, состоялся ли разговор и что дальше. Говорила, что пока вопрос не будет проработан, сын не выйдет. Ей всё было некогда. Тут я вспомнила, как на вашем канале была статья про учительницу, которая такие вещи решала незамедлительно и готова была даже уроком пожертвовать. Помню, как в комментариях её за это осуждали, мол, школа для того, чтобы знания давать, а не разговоры разговаривать, почему остальные должны страдать? А я очень хотела, чтобы уроком пожертвовали, и не только из-за сына, я уверена, страдали и остальные. Агрессоры и свидетели, потому что получали посыл — так можно. Потому что всем классом получали жизненный урок: ксенофобия — норма, снят штаны — норма, никто не прибежит ни через день, ни через два, чтобы срочно выразить однозначную позицию по этому поводу. Через неделю она, наконец, сказала, что поговорила с зачинщиком и он всё понял. Всю неделю сын был дома. Я ему сделала больничный через подругу.
Сын вышел в школу. Только зашёл в класс, тут же посыпалось: «Обрезанный, жид». Да, забыла написать. Мы не евреи вовсе, хотя, если б и были..., для меня все равны. Я снова позвонила классной, она сказала, что ничего не может сделать, всё идёт из семьи. Я не стала больше с ней говорить. Читая ваш канал, я уже помню алгоритм. Если с первого раза с учителем договориться не удалось, надо идти выше. В тот же день пробилась к директору. Там услышала: «И что вы хотите? Чтобы я за учителя эту работу провела? Она не будет этим заниматься. Чтобы уволила? А где я другого возьму. И вообще, глупости всё это. Возраст. Им всем сейчас интересно, что там в штанах. Пройдёт. Не надо на этом заострять внимание, чтобы не стало хуже». Но хуже уже стало. Сыну стало хуже. Всему классу, который видит, что это нормально, стало хуже.
Я не стала бороться с директором тоже. Помню ваш совет, что если и директор «в домике», то дальше развилка: или бороться с системой, а это время, ресурсы и нервы, или уходить. Читаю иногда на вашем канале про родителей, которые боролись годами. Я уверена, что бороться надо. Но у меня на это ресурса нет. Знаю, что в нашем классе меня не поддержат. У большинства логика мышления такая: " А чо такова?«, «Все так учились», «А как они дальше будут жить, если за них всё решать». А в последнее время наблюдаю такой рост ксенофобии в обществе, что думаю, в ряде семей ещё и поддержат те выходки.
Я предпочла просто бежать из той школы, роняя тапки. Донесла до сына, что это ненормально и он в такой ненорме учиться не будет. Доучивался год дома. Пока перевела в онлайн-школу. Школы в шаговой доступности я посмотрела. Сходила на встречи с директорами. Где-то вы писали, какие нужно задавать вопросы директорам школ. «Каков алгоритм действий в случае травли? Есть ли у учителей алгоритм действий в случае конфликта в классе? Расскажите пример, как решалась ситуация травли». Пока слышу невразумительные ответы. Ни о чём. «Ну, знаете, дети ведь часто преувеличивают. Конкретно алгоритма нет, но все учителя хорошие. Да не было у нас ситуаций, даже не знаю, что вам рассказать. Были жалобы родителей, но при проверке выяснилось, что дети все выдумали». И подобное. Не хочу сына в такую школу. Частную не потяну. Думаю, пока останемся в онлайн-школе. Составили с сыном какое-то подобие образовательной стратегии для него. Спасибо, что пишете об этом. Прописали все навыки, грамотности. Сразу стало видно, что провисает. Что надо добрать курсами, а что могу дать я. Ну а социум? Вот говорят, в школу надо ходить из-за социума. А зачем он нужен такой? Ксенофобский, агрессивный. Сын ходит в школу олимпийского резерва. Увлекается игрой в Го, ходит в клуб. Ему больше нравится там социум.
Спасибо вам огромное за вашу работу. Я всё равно обвиняю себя. Жалею, что не разглядела отправленную культуру школы раньше. Столько лет он в этом варился, хоть и не прилетало ему, но какая польза от такой токсичной атмосферы? Никакой. Хотя бы я не стала ждать ни одного года, ни двух лет после того, как маховик насилия коснулся и сына. Сориентировалась сразу. Я не обвиняю тех мам, кто боролись годами и рассказали на вашем канале об этом. Именно благодаря им, их анализу своих ошибок, я смогла не наломать своих дров. Если они меня читают, спасибо и им».
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.