Всем привет!
Ныне не существующий московский Завод им. Лихачева в советские времена создал немалое количество моделей, которые реализовались по всей огромной стране и стали легендами автопрома. При этом нередко случалось такое, что очередная модель создавалась на основе предыдущей и почти не отличалась внешне. Так случилось в частности с ЗИЛ-164.
В основе нашего героя лежал послевоенный ЗиС-150, о котором я писал здесь. Вышедший в свет в 1957 г. потомок конструктивно почти не отличался от предшественника: очертания капота и кабины остались прежними, как не изменилась и грузоподъемность 4 т. Однако первое, что бросается в глаза – вертикальная решетка радиатора вместо горизонтальной у модели 150, а также увеличенный на 2 см дорожный просвет. Кроме того, под капотом был установлен немного переделанный мотор объемом 5,6 л и мощностью 100 л. с., хотя на динамические характеристики это никак не повлияло.
На этом отличия двух моделей по сути заканчиваются. Кабина осталась неизменной: в ней такой же необходимый минимум приборов, рычаг 5-ступенчатой КПП и руль без гидроусилителя:
ЗИЛ-164 выпускался до 1964 г., и за относительно короткий период выпуска сумел реализоваться по всему Советскому Союзу. Его можно было встретить и в городе, и на селе, и на крупномасштабных стройках. В частности, «Захар» внес свою лепту в строительство Красноярской ГЭС, о чем свидетельствуют вывески на выезде из Дивногорска:
Модификаций ЗИЛ-164 было много. Кроме стандартных бортовых грузовиков, выпускались также кунги:
Самосвалы:
Цистерны:
Автокраны:
И тягачи:
Кроме того, существовала трехосная версия специально для северо-восточных регионов СССР. Один из таких грузовиков установили в Магадане в качестве памятника:
ЗИЛ-164 также сумел наряду с предшественником засветиться в кино, хотя не все это замечают:
К середине 60х гг. на конвейере закрепился перспективный ЗИЛ-130, о котором я вел рассказ здесь, и модель 164 была снята с производства. Но советские машиностроители делали автомобили на века, так что грузовик продолжал трудиться во многих отраслях народного хозяйства. Все же время беспощадно, и после развала СССР ЗИЛ-164 стал редкостью. Единственное место, где им могут дать вторую жизнь, - технические музеи. В красноярском музее «Авто-Ретро» нашел приют бортовой «Захар», смотрящийся для своих лет неплохо:
ЗИЛ-164 – советский грузовик, мало чем отличавшийся от предшественника, но ставший неким «разогревом» перед производством самого знаменитого автомобиля Завода им. Лихачева. И даже переходная модель стала вездесущей и проработала не один десяток лет на благо коммунизма.
Есть ли музейные ЗИЛ-164 в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!