Найти тему
Жизнь и Чувства

Почему картины Каземира Малевича стали самыми дорогими произведениями российского искусства?

Картина «Черный квадрат», за авторством российского и советского художника Казимира Малевича, сегодня является одним из самых известных произведений искусства в мире.

Вот уже больше века эта картина вызывает многочисленные споры, но именно в этом и кроется загадка её популярности!

Картина «Черный квадрат» была написана в 1915 году. Сразу же после её создания на автора вылился огромный поток критики! Вот что писал российский историк искусства Александр Бенуа:

Без номера, но в углу, высоко под самым потолком, на месте святом, повешено «произведение» г. Малевича, изображающее черный квадрат в белом обрамлении. Несомненно, это и есть та «икона», которую гг. футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то «господство над формами натуры»… Черный квадрат в белом окладе — это не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели.

Бенуа использовал библейское выражение «мерзость запустения». Казимир Малевич ответил на этот выпад.

«И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем», добавив: «У меня — одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени, и трудно бороться. Но счастье быть не похожим на вас дает силы идти все дальше и дальше в пустоту пустынь. Ибо там только преображение» — Казимир Малевич в письме к Бенуа.

Малевич прекрасно осознает, что его произведения невозможно сравнить ни с одним другим произведением существовавшем прежде, и в этом состояла цель автора! Ценность Малевича в том, что он сам свято верил в своё абсолютно новое видение, которое представил на суд общественности. Его совершенно не пугало то, что многие могут не понять его творчество. Главное для него — собственное понимание!

Вот как Малевич объяснял свое творчество, которое он вывел в отдельное направление в искусстве – супрематизм:

«Под супрематизмом я понимаю превосходство чистого чувства в творческом искусстве. Для супрематиста визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны; значимым является чувство как таковое, совершенно независимо от среды, в которой оно вызывается»

Через три года Малевич создал новую картину «Белое на белом».

-2

Если рассматривать картины Малевича через его собственную призму, то придется признать, что они бессмысленны. Именно об этом говорил Казимир Малевич в своем «Манифесте»("Для супрематиста визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны"). Но суть в том, что вся окружающая нас информация — бессмысленна! Важен не сам факт какой-то информации, а её восприятие! Зеленый, желтый и красный цвета светофора являются бессмысленными для того, кто совершенно не знает и не понимает, что такое светофор. Информация содержащаяся в отражении звуковой волны от объекта(эхолокация) для многих лишена вообще какого-то смысла, а для Бена Андервуда она несла возможность видеть(историю о мальчике, который видел ушами читайте в этой статье).

«Так называемая «материализация» чувства в сознательном уме на самом деле означает материализацию отражения этого чувства через посредство некоторой реалистической концепции. Такая реалистическая концепция не имеет ценности в супрематическом искусстве… И не только в супрематическом искусстве, но и в искусстве вообще, потому что непреходящая, истинная ценность произведения искусства (к какой бы школе оно ни принадлежало) заключается исключительно в выраженном чувстве» — Каземир Малевич, «Манифест супрематистов».

Малевич ценил именно то чувство, которое рождается нашим восприятием в независимости от окружения, в котором оно появилось. Своими работами Малевич стремился научить других чувствовать иначе.

В 1916 году Казимир Малевич создал картину «Супрематическая композиция», которая стала самым дорогим российским произведением искусства.

-3

16 мая 2018 года она была продана за $85 812 500.

Картина «Белое на белом» хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина «Черный квадрат» хранится в Третьяковской галлерее в Москве. «Черный квадрат» оценивается в 20 млн долларов, но если картина попадет на аукцион, стоимость может кратно взлететь. Примерно подобное произошло бы и с картиной «Белое на белом», окажись она на аукционе.

«Объективность сама по себе для него бессмысленна; понятия сознательного ума ничего не стоят.
Чувство является определяющим фактором… и, таким образом, искусство приходит к беспредметному представлению в супрематизме.
Она достигает «пустыни», в которой не может быть воспринято ничего, кроме чувства»
Казимир Малевич.

В такую высокую стоимость оценивается не бумага и краски, и не работа, а скрытый смысл который она несет, смысл и представления в данный момент времени.

Нужен ли Рубенс или пирамида Хеопса, нужна ли блудливая Венера Пилоту в выси нашего нового познания?
...
Довольно ползать по коридорам отжившего времени, довольно расточать время на перепись его имущества, довольно устраивать ломбарды ваганьковых кладбищ, довольно петь панихиды — все это не восстанет больше.
...
наша современность должна иметь лозунг: "все, что сделано нами, сделано для крематория"
...
в человеке возникнет масса представлений, может быть, живейших, нежели действительное изображение»
Казимир Малевич, «О музее»

Я, как сторонний наблюдатель, не могу во всем согласиться с Малевичем, но то, что посредством своего искусства он пытался изменить способ видения мира — это факт. И именно эта попытка так высоко сегодня оценивается, под звуки аукционного стукача.

-4