Картина «Черный квадрат», за авторством российского и советского художника Казимира Малевича, сегодня является одним из самых известных произведений искусства в мире.
Вот уже больше века эта картина вызывает многочисленные споры, но именно в этом и кроется загадка её популярности!
Картина «Черный квадрат» была написана в 1915 году. Сразу же после её создания на автора вылился огромный поток критики! Вот что писал российский историк искусства Александр Бенуа:
Без номера, но в углу, высоко под самым потолком, на месте святом, повешено «произведение» г. Малевича, изображающее черный квадрат в белом обрамлении. Несомненно, это и есть та «икона», которую гг. футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то «господство над формами натуры»… Черный квадрат в белом окладе — это не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели.
Бенуа использовал библейское выражение «мерзость запустения». Казимир Малевич ответил на этот выпад.
«И я счастлив, что лицо моего квадрата не может слиться ни с одним мастером, ни временем», добавив: «У меня — одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени, и трудно бороться. Но счастье быть не похожим на вас дает силы идти все дальше и дальше в пустоту пустынь. Ибо там только преображение» — Казимир Малевич в письме к Бенуа.
Малевич прекрасно осознает, что его произведения невозможно сравнить ни с одним другим произведением существовавшем прежде, и в этом состояла цель автора! Ценность Малевича в том, что он сам свято верил в своё абсолютно новое видение, которое представил на суд общественности. Его совершенно не пугало то, что многие могут не понять его творчество. Главное для него — собственное понимание!
Вот как Малевич объяснял свое творчество, которое он вывел в отдельное направление в искусстве – супрематизм:
«Под супрематизмом я понимаю превосходство чистого чувства в творческом искусстве. Для супрематиста визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны; значимым является чувство как таковое, совершенно независимо от среды, в которой оно вызывается»
Через три года Малевич создал новую картину «Белое на белом».
Если рассматривать картины Малевича через его собственную призму, то придется признать, что они бессмысленны. Именно об этом говорил Казимир Малевич в своем «Манифесте»("Для супрематиста визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны"). Но суть в том, что вся окружающая нас информация — бессмысленна! Важен не сам факт какой-то информации, а её восприятие! Зеленый, желтый и красный цвета светофора являются бессмысленными для того, кто совершенно не знает и не понимает, что такое светофор. Информация содержащаяся в отражении звуковой волны от объекта(эхолокация) для многих лишена вообще какого-то смысла, а для Бена Андервуда она несла возможность видеть(историю о мальчике, который видел ушами читайте в этой статье).
«Так называемая «материализация» чувства в сознательном уме на самом деле означает материализацию отражения этого чувства через посредство некоторой реалистической концепции. Такая реалистическая концепция не имеет ценности в супрематическом искусстве… И не только в супрематическом искусстве, но и в искусстве вообще, потому что непреходящая, истинная ценность произведения искусства (к какой бы школе оно ни принадлежало) заключается исключительно в выраженном чувстве» — Каземир Малевич, «Манифест супрематистов».
Малевич ценил именно то чувство, которое рождается нашим восприятием в независимости от окружения, в котором оно появилось. Своими работами Малевич стремился научить других чувствовать иначе.
В 1916 году Казимир Малевич создал картину «Супрематическая композиция», которая стала самым дорогим российским произведением искусства.
16 мая 2018 года она была продана за $85 812 500.
Картина «Белое на белом» хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина «Черный квадрат» хранится в Третьяковской галлерее в Москве. «Черный квадрат» оценивается в 20 млн долларов, но если картина попадет на аукцион, стоимость может кратно взлететь. Примерно подобное произошло бы и с картиной «Белое на белом», окажись она на аукционе.
«Объективность сама по себе для него бессмысленна; понятия сознательного ума ничего не стоят.
Чувство является определяющим фактором… и, таким образом, искусство приходит к беспредметному представлению в супрематизме.
Она достигает «пустыни», в которой не может быть воспринято ничего, кроме чувства»
Казимир Малевич.
В такую высокую стоимость оценивается не бумага и краски, и не работа, а скрытый смысл который она несет, смысл и представления в данный момент времени.
Нужен ли Рубенс или пирамида Хеопса, нужна ли блудливая Венера Пилоту в выси нашего нового познания?
...
Довольно ползать по коридорам отжившего времени, довольно расточать время на перепись его имущества, довольно устраивать ломбарды ваганьковых кладбищ, довольно петь панихиды — все это не восстанет больше.
...
наша современность должна иметь лозунг: "все, что сделано нами, сделано для крематория"
...
в человеке возникнет масса представлений, может быть, живейших, нежели действительное изображение»
Казимир Малевич, «О музее»
Я, как сторонний наблюдатель, не могу во всем согласиться с Малевичем, но то, что посредством своего искусства он пытался изменить способ видения мира — это факт. И именно эта попытка так высоко сегодня оценивается, под звуки аукционного стукача.