Если бы четырнадцатилетний Бен промчался мимо вас на своем велосипеде, вы бы никогда не догадались, какие проблемы испытывал этот ребенок.
В 1992 году, в американском городе Сакраменто родился мальчик, которого назвали Беном. Малец рос самым обычным ребенком, пока в возрасте 2 лет и 11 месяцев у него не обнаружили ретинобластому(редкая форма рака, которая поражает сетчатку глаза).
Чаще всего это заболевание встречается у детей в возрасте до трёх лет на одном глазу, но у Бена пострадали оба глаза. Эта болезнь очень быстро прогрессировала, а поэтому врачи были вынуждены удалить ребенку сначала один глаз, а затем второй. В трехлетнем возрасте Бен перестал видеть.
Мать Бена, Акванетта Гордон тяжело переносила эти события, но уже тогда она была уверена, что с ребенком всё будет хорошо. В детстве Акванетта была знакома со слепым мальчиком, которого родители оберегали буквально во всем. В последствии тот ребенок стал совершенно беспомощным и полностью зависимым от своих родителей. Чтобы её собственный сын не превратился в беспомощного ребенка, Акванетта учила его самостоятельности и не ограничивала его в передвижении. Она побуждала ребенка прыгать, заставляла самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, делать сложные упражнения, бегать. Благодаря приложенным усилиям, уже к четырём годам, Бен самостоятельно стал ориентироваться в пространстве.
В возрасте 6 лет Бен понял, что щелкающий звук при нажатии различных кнопок, отражается от ближайших предметов и помогает ему снова "увидеть" их.
Бен научился издавать специфический щелчок с помощью языка и нёба. Он щёлкал в каждой комнате своего дома, прислушиваясь к звукам, которые отражались от дивана, стола, раковины, душевой занавески, мусорного ведра и тому подобных вещей. Мать Бена всячески поощряла такое поведение сына, так как она понимала, что это его новый способ «видеть мир».
Вряд ли Бен осознавал свои действия, в силу своего возраста. Именно мозг ребенка инстинктивно подстраивался и таким образом реагировал на новый невидимый мир вокруг.
Впоследствии, Бен применял свои приобретенные способности на улице. Он научился различать маленький автомобиль от припаркованного грузовика, видеть столбы и препятствия, а однажды узнал соседку, которая шла по тротуару за пять домов от него. Он уловил специфический звук её шагов в сандалиях.
Удивительный метод, которым пользовался Бен существует в природе миллионы лет и называется — эхолокация.
Эхолокация — способ, при помощи которого положение объекта определяется по времени задержки возвращений отражённой волны(звуковой или радио). Человеческая эхолокация — это способность людей обнаруживать объекты в окружающей среде, воспринимая эхо от этих объектов, активно создавая звуки: например, постукивая своей тростью, слегка притопывая ногой, щелкая пальцами или издавая щелкающие звуки ртом.
Бен научился играть в баскетбол, кататься на велосипеде и доске для серфинга, а также обыгрывать своего брата в видеоигры, так как смог понимать значение того или иного игрового звука.
Его мать, не создавала ему никаких ограничений из-за его здоровья, а поэтому Бен воспринимал себя полноценным человеком и занимался всем тем, чем мог бы заниматься обычный ребенок его возраста.
— Однажды Бен подошел ко мне и грустно сказал, что хотел бы это увидеть, на что я ему ответила: «ты посмотри на свои способности, если бы сейчас отключили свет, мы бы выстроились в ряд и следовали бы за тобой» — вспоминала Акванетта Гордон. Женщина всегда поддерживала и ободряла своего сына.
В 14 лет Бен записался на первый курс средней школы. Первую неделю мало кто из школьников догадывался о том, что у Бена есть свой секрет. Это было сложно представить, точно также как вам было бы сложно поверить в то, что проезжающий на велосипеде ребенок полностью слеп.
В отличии от матери Бена, школьная администрация отрицательно относилась к его активности и не хотела, чтобы он, вместе с остальными детьми, лазил по лестницам на детской площадке, а школьный психолог негодовала, из-за его отказа пользоваться тростью. Но к тому моменту мальчик уже справился со своей слепотой, поэтому трудности для него были незначительными.
Общество считало ребёнка слепым, но он сам не чувствовал себя инвалидом и видел, только иначе.
К сожалению рак прогрессировал, а потому в возрасте 16 лет Бен Андервуд скончался. Но не смотря на его болезнь, его короткая жизнь оказалась полна возможностей и у него была относительная свобода действий, которой он пользовался.
В этой удивительной истории мне хотелось бы выделить два момента.
Во-первых, мать Бена не стала возводить для своего ребенка стены в виде ограничений, учитывая его особенности. Благодаря этому, мозг ребенка смог развить такие уникальные способности, которыми другие люди не владеют, в силу отсутствия потребности.
Во-вторых, это прекрасная иллюстрация того, как мозг способен извлекать огромное количество сведений из, казалось бы, бессмысленной информации. Кто будет спорить с тем фактом, что для обычного человека, информация которую несут звуковые волны, отраженные от объекта — бессмысленна? Что уж говорить если большинство эту информацию просто не способны даже извлечь. Но для другого, «бессмысленная информация» несет смысл и возможности.