Найти тему
Октагон.Медиа

Учителя и выпускники пожаловались на проблемы при сдаче госэкзаменов

В материале использованы фотографии: Александр Мамаев, Анна Майорова/Octagon.Media, Елена Афонина/ТАСС. Коллаж: Анна Бабич
В материале использованы фотографии: Александр Мамаев, Анна Майорова/Octagon.Media, Елена Афонина/ТАСС. Коллаж: Анна Бабич

Кампания по сдаче ЕГЭ выходит на финишную прямую. Школьникам осталось сдать три экзамена – по иностранным языкам, биологии и информатике. Завершившиеся испытания принесли сюрпризы: выпускники отмечают заметное усложнение второй части заданий по профильной математике, жалуются на неравнозначность вариантов по другим предметам. Претензии возникают и к порядку проведения экзамена: из-за поломок принтеров и компьютеров школьники испытывают дополнительный стресс. В некоторых случаях технические проблемы и ошибки организаторов приводят к переносу экзаменов на резервные дни.

-2

Больше всего жалоб от выпускников поступает на ЕГЭ по профильной математике. Школьники из разных регионов страны считают, что вторая часть экзамена была неоправданно усложнена. Даже сильным детям, в том числе олимпиадникам, не хватало времени, чтобы выполнить все задания.

– Большая часть задач из второй части не соответствовала тому, что мы разбирали с учителями в школе. В банке заданий ФИПИ ничего похожего мне тоже не встречалось, – рассказывает Дарья, одиннадцатиклассница из Волгоградской области. – Многим ребятам не хватило времени, кто-то потратил час только на решение экономической задачи, где нужно было вычислять проценты по кредиту. Большинство банковских работников не могут сделать это без специальной программы. Естественно, мало кто смог быстро справиться с таким заданием на бумаге.

Выпускница отмечает, что лёгкие неравенства в заданиях заменили на сложные, появились логарифмы, геометрические задачи в её классе не смог решить никто.

– Отличники выходили с экзамена в слезах – они боятся, что не смогут набрать за экзамен даже 70 баллов, чтобы подтвердить золотую медаль, – добавляет Дарья.

Задания ЕГЭ по профильной математике в этом году были составлены таким образом, чтобы максимальное количество ребят смогли пройти минимальный порог, отмечает в беседе с «Октагоном» эксперт по поступлению в вузы, преподаватель математики Максим Баринов. Но набрать высокие баллы на экзамене стало сложнее.

– В прошлом году в регионах и отдельных столичных вузах наблюдался недобор на инженерные и технические специальности. В том числе это было связано с тем, что часть выпускников не смогли преодолеть вузовский порог по профильной математике, – поясняет собеседник. – Очевидно, эту проблему чиновники пытаются решить с помощью упрощения заданий первой части ЕГЭ. Справиться с ней теперь под силу практически каждому. Вторая часть экзамена в этот раз оказалась заметно сложнее, чем в прошлые годы.

«Судя по проверенным работам, большинство выпускников смогли решить не больше одной – трёх задач из семи. Наибольшие сложности у школьников возникали с экономической задачей, а также с геометрическими заданиями. В целом дети значительно хуже знают геометрию, чем алгебру, это видно уже на ОГЭ».
Максим Баринов, эксперт по поступлению в вузы, преподаватель математики

По мнению Баринова, в текущем году слабые ученики напишут экзамен немного лучше, чем рассчитывали, а сильные, наоборот, хуже. Высоких баллов (80 и более), скорее всего, будет меньше, а значит, проходные баллы по специальностям с профильной математикой могут снизиться, прогнозирует эксперт.

Как признаются выпускники, ЕГЭ по физике в этом году был легче по сравнению с вариантом прошлого года. Педагоги и репетиторы полагают, что это связано с желанием чиновников увеличить число ребят, сдающих соответствующий экзамен.

– В прошлом году многие ребята даже из сильных физмат-школ написали ЕГЭ по физике на 60–70 баллов. Это вызвало определённый страх у школьников перед экзаменом, и количество выбирающих физику в этом году опять снизилось. К тому же пока многие вузы продолжают принимать ЕГЭ по информатике как альтернативу, – объясняет учитель физики Андрей Старых.

«Видимо, чиновники хотят сделать экзамен по физике востребованным, подняв средний балл за счёт корректировки заданий».
Андрей Старых, учитель физики

Определённое усложнение заданий школьники заметили и на ЕГЭ по русскому языку, который традиционно считается одним из самых лёгких государственных экзаменов. На экзамене по литературе многое зависело от везения: кому-то для анализа доставались сложные и объёмные произведения, кому-то – простые. С обществознанием наблюдалась похожая картина: больше всего расстроились после экзаменов выпускники, в чьём варианте оказались вопросы по налоговой системе.

Средние баллы по русскому языку в этом году немного снизятся – похоже, именно эту цель преследовали составители заданий, замечает учитель русского языка и литературы Светлана Васильева.

– Три вопроса в заданиях, в том числе на пунктуацию, были заметно усложнены, а баллов за них теперь даётся меньше, – говорит она. – В разных вариантах попадались очень неравнозначные по уровню тексты для анализа. У кого-то, например, был текст с понятной проблемой про природу и человека, а другим нужно было анализировать биографию Павла Третьякова, что сложнее. В литературе тоже многое зависело от везения. С наибольшими сложностями сталкивались ребята, которым попались для анализа пьеса Максима Горького «На дне» и поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Экзамен по химии, на который традиционно приходится большое количество жалоб из-за сложности заданий, в этом году прошёл без скандалов. Выпускники и учителя подтверждают, что задания соответствовали демоверсиям. Наибольшие проблемы ожидаемо возникли при выполнении последней расчётной задачи № 34 высокого уровня сложности. Однако впереди остаётся самый неоднозначный ЕГЭ – по биологии, к заданиям которого на экзаменах каждый год возникает больше всего вопросов.

-3

Из года в год родители и учителя заявляют о том, что результаты ученика на ЕГЭ зависят не только от его знаний, но и от уровня самообладания. Поведение организаторов и строгий контроль на пунктах проведения ЕГЭ, поломка принтеров и компьютеров вызывают у детей сильнейший стресс. В сложной ситуации оказываются и учителя, работающие на экзаменах: им запрещают приносить с собой еду, а в некоторых регионах до сих пор обязывают весь день находиться в медицинских масках.

В текущем году многие школьники, сдающие ОГЭ и ЕГЭ, жаловались на задержку при выдаче заданий из-за поломки принтера и нехватки бумаги.

В некоторых случаях ребятам приходилось начинать экзамен с опозданием до получаса. По-прежнему регулярно фиксировались поломки компьютеров на экзаменах по иностранному языку, из-за которых выполненные задания просто не засчитывались.

– Дочь сдавала ОГЭ по английскому языку 2 июня, после выполнения большей части заданий у ребёнка сломался компьютер, – рассказывает мама девятиклассницы из Москвы. – Организаторы не смогли ничего сделать, в результате дочь должна будет сдавать экзамен в резервный день в конце июня, уже после выпускного вечера. Естественно, ребёнок находится в стрессе: все её одноклассники будут с середины месяца спокойно отдыхать, а ей придётся готовиться и ждать экзамена ещё две недели. Если даже в столице происходят постоянные поломки техники, непонятно вообще, что творится в других регионах.

В одной из школ Новороссийска по вине организаторов результаты ЕГЭ по русскому языку 33 школьников аннулировали.

В аудиториях на пункте сдачи экзамена в школе № 22 на столах с питьевой водой были разложены орфографические словари, которыми нельзя пользоваться на ЕГЭ. После просмотра видеозаписей с камер наблюдения выяснилось, что книги открывали 33 ученика из 157, все они будут пересдавать экзамен в резервный день. В отношении организаторов экзамена проводится служебное расследование.

В отдельных регионах, где стоит жаркая погода, учителя и школьники жалуются на духоту в классах из-из того, что на экзамене запрещается открывать окна. При этом организаторов заставляют постоянно находиться в медицинских масках, несмотря на то, что эпидемия коронавируса официально объявлена завершённой.

– Жалко и детей, и учителей. Из-за духоты многим на экзамене становится плохо, в таком состоянии намного сложнее справиться со сложными заданиями, – делится Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы из Краснодара. – До учителей вообще никому нет никакого дела. Мы не можем даже принести с собой еду, кроме шоколадки, хотя находимся в школе с 8 до 15 часов. Никто не понимает, почему для организаторов нельзя предусмотреть комнату отдыха, где можно было бы перекусить. Многих напрягает и необходимость находиться на экзамене в медицинской маске, учитывая, что никакой эпидемии сейчас нет. Для большинства педагогов ОГЭ и ЕГЭ превращаются в настоящую пытку, при этом доплаты за экзамены составляют 200–400 рублей за день.

Преподаватели ожидают снижения качества приёма в вузы из-за новых льгот

✏️Светлана Цикулина

🅾️Все материалы: octagon.media