Найти тему

Пост апостолов, которыми призваны стать все верующие

Фото взято из Яндекс. Картинки
Фото взято из Яндекс. Картинки

По случаю начала Петрова поста, - с чем я вас, дорогие, поздравляю! – коснусь нескольких тезисов, которые послужат информацией, вводящей в русло правильного понимания того, что происходит, а также основными ориентирами, вспомоществующими в прохождении этого благодатного периода пощения.

Итак:

1/ Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает нас к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями. В эти дни и недели мы пытаемся почувствовать правильную внутреннюю иерархию своей жизни: решаем для себя, что тело должно стремиться к душе, душа — к духу. И весь человек должен быть устремлен к Богу. Пост, то есть наше добровольное воздержание, призывает нас пройти по этому пути.

Кроме того, пост объединяет людей, верующих во Христа. Вместе постясь, мы ощущаем себя членами единой Церкви, единой общины верных Спасителю и Его заповедям. Тем самым мы признаем, что все, что проповедовал Христос, - истинно. То есть пост — это не только самосовершенствование, но и наше свидетельство всему миру о том, что мы христиане.

2/ Апостольский пост для всех, а не только для тех, кто по какой-либо причине (например, дальнего путешествия или болезни) не соблюдал телесных и духовных ограничений перед Пасхой (в Святую Четыредесятницу), и которым, поэтому, св. Ипполитом Римским (III в.) рекомендовано поститься после окончания всех торжеств, ибо поститься во время Пасхальных дней радости неуместно («Апостольское предание»).

Обычно это правило св. Ипполита используется в качестве аргумента теми, кто не имеет особого желания понести подвиг поста в очередной раз.

Однако, пост этот все-же рекомендован всем христианам.

Из чего это следует?

- А/ «Апостольские постановления», авторство которых традицией приписывается Свт. Клименту, папе Римскому, пишут: «ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления». Под «послаблением» имеется ввиду длительное празднование Пасхи, Вознесения, Троицы, время всеобщей радости. И это «послабление» - внимание! - несет опасность духовного охлаждения из-за увлечения мирскими удовольствиями. Эту-то расслабленность и должен был снять короткий пост.

- Б/ Особое богословское толкование Петрова поста, которое появляется около конца IV в.. укладывает этот пост по Пятидесятнице в общее христианское видение Священной истории: после Воскресения, Вознесения Христова, Сошествия Святого Духа рождается Церковь. Ее миссия в мире — нести людям Слово Божие. Подобно Апостолам, христиане отныне призывались приготовиться к этому деланию постом и молитвой.

Св. Лев Великий пишет:

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа... Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... Нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Так пост был осмыслен как, по сути, миссионерский, готовящий христианина, пережившего Пятидесятницу, к особому деланию среди бурь этого мира — свидетельствовать Христа. Не случайно греческое наименование поста — ηστεία τόν Αποστόλων («нистиа тон Апостолон»), пост Апостолов, которыми призваны стать все верующие.

Именно поэтому недельное воздержание, о котором говорят источники II-IV вв. с течением времени переросло в серьезную, часто — многодневную подготовку к празднику двух великих светильников Церкви.

- В/ Петровский пост это, к тому же, еще и наша благодарность Апостолам, «потому что, - как говорит Св. Симеон Фессалоникийский, - через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания».

3/ Петров пост — не такой строгий, как Великий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя. Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником, а если у вас есть какие-либо хронические заболевания — с вашим лечащим врачом. Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам. Если вам по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста (а в монастырском Уставе предусмотрены более строгие правила, например, сухоядение (пища без растительного масла) в отдельные дни Петрова поста), вы сможете ограничивать себя в иных, не гастрономических вещах. Например, в пост не смотреть телевизор или не пользоваться безрассудно и беспорядочно социальными сетями в интернете.

Праздник, которым завершается пост, – день памяти святых апостолов Петра и Павла — не входит в сам пост. Но если он попадает на среду или пятницу, то поститься нужно.

и, наконец, 4️/ Если мы хотим относиться к жизни трезво, и чтобы не быть обманутыми «миродержителем тьмы века сего» и его приспешниками, чтобы случайно не оказаться в ситуации и состоянии, когда «черное» вдруг становится для нас «белым» - для этого нам необходимо иметь «тонкий ум» и помнить при этом слова свт. Иоанн Златоуста о том, что «толстое чрево не родит тонкого смысла».

Дай Бог, всем нам, духовной и телесной крепости сил и бодрости!

Друзья, подписывайтесь на этот канал, чтобы не пропустить новые публикации.