Найти тему

«Он не такой, как все»: почему отличаться — это нормально

Rafael Garcin
Rafael Garcin

Недавно на консультации услышала такие слова: «Я воспринимаю его как обычного нормотипичного ребенка, он для меня такой же, как все».

И поняла, что хочется на эту тему немного поразмышлять, ведь кажется, что это — одна из самых гуманистических позиций для тьютора или воспитателя/учителя по отношению к ученику с особенностями развития.

Мне кажется, что это не совсем так. И вот почему:

1. Когда мы говорим о ребенке «он — такой же, как все», мы упрощаем мир до категорий, утверждаем, что бывают дети такие, а бывают не такие. И таким быть лучше, чем не таким. Еще лучше не отличаться. Это опасная мысль, которая может привести к сложным ситуациям.

2. Гораздо лучше дать ребенку (и по возможности всем вокруг него) понимание, что все люди — разные. У каждого ребенка есть свои особенности, каждый чем-то отличается от другого. Провести тренинги на эту тему, порефлексировать самому. Из такого контекста будет следовать, что отличие всех детей друг от друга — это нормально, прикольно и интересно, в этом нет ничего страшного или плохого.

3. У ребенка с особенностями развития может быть отличающееся от других поведение, обязательно в окружении такого ребенка найдутся люди, которые ему укажут на его отличия. Как тогда вы будете строить диалог с ребенком? Убеждать, что он всё-таки «такой же как все» или чем-то отличается? Есть опасность того, что уровень доверия ребенка к вам станет чуть ниже.

4. Когда вы признаёте у ребенка его особенности, начинается процесс принятия ребенка вместе с ними. До этого момента, говоря, что он — «нормотипичный», вы как бы не принимаете его особенности, исключая их в принципе.

5. Принимая и понимая особенности ребенка, вы начинаете видеть мир вокруг с точки зрения того, как его изменить, как разнообразить среду, чтобы и вашему клиенту, и всем вокруг было удобно. Как адаптировать материалы занятий. Какие формы проведения занятий придумать, подсказать учителю, провести самому, чтобы обучение было эффективным? Начинаете думать не как вам подстроить вашего ученика под процесс, а как процесс сделать для ученика удобным и эффективным.

6. В зависимости от возможностей и способностей ребенка, трансляция ему сообщения, что он — такой же, как все, может привести к тому, что ребенок будет стремиться быть похожим на других. В случае с некоторыми естественными ограничениями для него это будет физически недостижимой целью. Это может привести в лучшем случае к нескольким годам психотерапии во взрослом возрасте, о худшем даже думать страшно.

7. Ребенок может отказываться от технических средств реабилитации (или его родители будут от них отказываться), потому что так он будет отличаться от других детей, а это страшно, потому что он же — «нормотипичный»! Понятно, что жизнь без ТСР, необходимых человеку с инвалидностью, будет гораздо менее эффективной и насыщенной, хотя истории бывают разные.

8. Не говоря ребенку вслух о его особенностях (по запросу и контексту, конечно же, не специально, как снег на голову), мы только увеличиваем стигматизацию и дискриминацию людей с особенностями развития и/или с инвалидностью. А нам бы наоборот — формировать культуру принятия, включенности и разнообразия.

А что вы думаете? Надо ли говорить человеку с особенностями о том, что он — такой же как все? И какие тут формулировки могут быть наиболее комфортными?

Автор: Марина Мантлер, тьютор, автор канала про инклюзию и работу с детьми с особенностями «Тьютор в инклюзии»

Фотография: Rafael Garcin, Unsplash