Найти в Дзене
PriArT

Третье мая 1808. Франсиско Гойя

Эта новаторская работа изображает публичную казнь нескольких испанцев наполеоновскими войсками. Слева, освещенный на фоне холма, мужчина в белой рубашке, стоящий на коленях лицом к расстрельной команде, протягивает руки. Несколько мужчин группируются вокруг него, мимика и язык тела которых выражают бурю эмоций. Несколько мертвых лежат на земле рядом с ними, а справа от них - группа людей, все закрывают лица руками, зная, что они будут следующими. Справа расстрельная команда целится из винтовок, образуя единую безликую массу. Большой квадратный фонарь стоит между двумя группами, разделяя сцену между теневыми палачами и жертвами.

Картина основана на традиционных религиозных мотивах, поскольку мужчина в белой рубашке напоминает фигуру Христа, его руки вытянуты в форме креста, а крупный план его рук показывает отметину на правой ладони, похожую на стигматы. Тем не менее, картина революционна в своей негероической трактовке, плоскостности перспективы и матовых, почти зернистых пигментах. Кроме того, его изображение современного события, переживаемого обычными людьми, нарушило академические нормы, которые отдавали предпочтение неподвластным времени неоклассическим виньеткам. Гойя намеревался стать свидетелем и увековечить память об испанском сопротивлении армии Наполеона во время войны на полуострове 1808-1814 годов, войны, отмеченной крайней жестокостью. Темный горизонт и небо на картине отражают ранние утренние часы, в которые происходили казни, но также передают ощущение подавляющей темноты.

Историк искусства Кеннет Кларк описал его как "первую великую картину, которую можно назвать революционной во всех смыслах этого слова, по стилю, сюжету и замыслу". Революционная живопись Гойи сыграет важную роль в расцвете реалистических откровенных изображений повседневной жизни, заявлений Пикассо против ужасов войны и исследовании сюрреалистами сюжета, похожего на сон.

Холст, масло - Музей Прадо, Мадрид, Испания