Найти тему
Мастерская ширма

ТОП 20 советов мастерам (часть 1)

Советы для мастера — это довольно широкое понятие, поэтому я разобью эту запись на две статьи (хотя обе статьи выйдут приличными). В первой дам 10 советов по поводу организационной части, а во второй ещё 10 — по поводу самой игры.

Оговорю важный пункт: я считаю, что на мастере лежит бóльшая ответственность, чем на игроках. Конечно, за столом каждый должен вносить свой вклад в кампанию, но мастер в любом случае делает больше, чем любой игрок.

Искренне надеюсь, что не ошибусь, давая данные советы, так как сама относительно недавно мастер DnD (всего 8 месяцев — это не очень большой срок). Некоторые советы будут включать в себя сразу несколько пунктов, так что юные (или нет) мастера, приготовьтесь!

Примерно так выглядит стена комнаты ГМа в ночь перед сессией.
Примерно так выглядит стена комнаты ГМа в ночь перед сессией.
1. Определите для себя, что вы хотите получить от игры (соответственно, что вы хотите видеть в игроках).

Вы хотите рассказать сложную и трагичную историю? Посмеяться вместе с игроками над тупыми гоблинами? Или может показать удивительный мир (его красоту или наоборот жестокость)? А вдруг в вас спит детективный или хоррор писатель, которому не терпится как следует запутать или напугать?

Обязательно ответьте на эти вопросы, потому что, отталкиваясь уже от ответов на эти вопросы, вы сможете понимать свои требования к игрокам и выдвигать какие-то условия. Если вы очень хотите рассказать какую-то конкретную историю, то стоит понимать, что по большей части это будет рельсовое приключение с некоторым отклонениями на сайд квесты. Если вы хотите просто весело провести время и посражаться с авантюристами, то с легкостью найдете себе игроков, и даже если те окажутся бомже-убийцами, то это не станет проблемой, а вся кампания будет одной большой песочницей. Или же вы можете хотеть максимально глубокого погружения в сеттинг и ждать от игроков хорошего отыгрыша, и тогда выбор между песочницей или рельсами не станет для вас основным.

В любом случае под каждый запрос необходим свой конкретный тип игроков, желания которого совпадают с вашими. Если вы вывешиваете объявление или пишите игрокам сами, то скажите им о том, что нужно вам, какие у вас требования (возраст, пол, опыт и т.д.). Не пытайтесь набрать кого попало, а потом перекроить их под свои интересы. Бомж-убийца никогда не захочет следовать сложному, драматичному и серьезному сюжету, а серьезный игрок, привыкший к хорошему отыгрышу и сюжету, не получит удовольствия от обычной резни гоблинов.

2. Будьте внимательны к своим игрокам и старайтесь всегда получить от них отзыв об игре.

Не раз от игроков я слышала довольно грустную фразу: "Ты прорабатываешь историю моего персонажа и уделяешь ей много внимания, это так удивительно".

Мне всегда казалось, а как же иначе? А иначе быть может, ведь мастера порой вовсе не интересуются персонажами своих игроков. На мой взгляд это ужасно, потому что вы упускаете возможность персонализировать большую и глобальную историю под каждого участника, при этом всё ещё оставляя её общей. Да и помимо сюжетной составляющей игрокам очень приятно, когда вы уделяет им время, обсуждаете их идеи, что-то предлагаете, принимаете какие-то их предложения.

Советую также перед началом основных (сюжетных) сессий провести нулевую сессию: на ней рассказать о своих правилах и требованиях, дать игрокам специальный лист согласия (на нем они смогут отметить, что для них приемлемо во время игр, а что нет), подобный лист позволяет сделать игру более комфортной для всех игроков и узнать больные для участников темы (насилие, кровь, различные виды зависимости, любовные или романтические отношения) и определить общий уровень жесткости игры.

Также не пренебрегайте системой отзывов. Расскажу о своем личном опыте. После каждой сессии я всегда просила каждого игрока по очереди дать отзыв по системе "Игра-Мастер-Игроки". Говоря про игру, они рассказывали про то, какие впечатления получили или не получили от игры (хотя ждали и надеялись), какие события или сюжетные повороты понравились или не понравились. Говоря про мастера, они давали критику моим действиям, отмечали плюсы и минусы тех или иных решений. Говоря про игроков, они давали критику их действиям, логичности принятых решений и отыгрышу. В среднем такие отзывы у меня занимали от 40 до 90 минут (высказывались 4-5 игроков и я). Да, долго, но крайне необходимо. Важно дать каждому высказаться и, не перебивая, выслушать его, так все (и вы, и другие участники) смогут понять свои ошибки и сделать выводы.

Попросите игроков не стесняться и честно давать критику, главное — это вежливость, конструктив и объективность. Лучше настройтесь на работу над собой и своими ошибки, потому что только так вы сможете улучшать свои навыки и делать свои приключения всё более и более увлекательными.

Не пренебрегайте вниманием к персонажам игроков и системой отзывов и получите огромную любовь.

3. Умейте говорить нет.

Многие игроки — большие любители нарушать установленные вами правила. Они могут предлагать безумные идеи, абсолютно не соотносящиеся с лором мира, настойчиво уговаривать внедрить какие-то хоумбрю и т.д. В какой-то момент вы просто должны четко сказать "нет", иначе подобные разговоры могут сильно вас вымотать.

4. Вы — Бог, но в то же время всего лишь рассказчик и реакция своего мира.

Ваше слово — это закон для игроков, вам необходимо поставить себя как мастера, которого все уважают и к словам которого все прислушиваются. Одним своим словом вы можете менять порядок вещей в мире, давать приключенцам могущественные артефакты, но и отбирать их. Но и не стоит этим злоупотреблять, так как тогда игроки поймут, что всего лишь марионетки, а не самостоятельные личности.

Для меня мастер похож на какого-нибудь высшего бога: он отстранен, практически не сочувствует смертным, порой может карать, но и дает свою милость некоторым. Во многом вы должны стараться отделить себя от своих НИП. Да, вы их отыгрываете, но вы всего лишь актер, который может менять множество масок. То есть вам нет необходимости любить или не любить персонажей игроков, вы описываете им их окружение, даете реакцию на их действия и строите полосу препятствий.

5. Вы не можете победить или проиграть, следовательно, можете быть гибкими.

Победить в сражении может ваш злой колдун, а проиграть кучка головорезов на дороге, но ВЫ не проигрываете и не побеждаете. Вы всё ещё просто рассказчик. Этот совет я даю специально для того, чтобы вы помнили, что не стоит намеренно пытаться усложнять жизнь игрокам в попытке "победить (ставить сложность спасброска "20", закидывать кучей врагов и т.п.), такое намеренное усложнение обесценивает труды ваших игроков, которые стараются что-то сделать, в чем-то разобраться, ведь в отличие от вас они "не свои" в этом мире, а всего лишь гости.

В общем, именно понимание того, что для вас не существует победы или поражения, позволяет быть гибким и принимать различные решения прямо по ходу историю (в пользу или же во вред игрокам).

6. Знайте необходимые правила и тщательно готовьтесь к сессии.

Одна из особенностей бытия мастера в том, что очень часто приходят игроки и задают какой-либо вопрос и ожидают получить на него ответ. Вопросы бывают разные: от "Я тут забыл, а как высчитывать Класс Доспеха?" до "В условиях предстоящей кампании можешь ли ты посоветовать кого лучше взять из архетипов следопыта: Охотника или Убийцу монстров?". Конечно, во втором случае очень сложно ответить на этот вопрос сходу, потому что помнить всё про каждый архетип очень сложно (особенно, если вы играете, используя несколько редакций), но вот знать базовые правила необходимо.

Если игроку ещё можно простить незнание каких-то правил, то для мастера это губительно. Его незнание может замедлять ход повествования или битвы. Также не стоит забывать, что мастера, не знающие правил, не вызывают у игроков уважения и доверия.

Но помимо знания правил мастеру необходимо готовиться к сессии. Безусловно, ни одна подготовка не изменит того, что вам придется много импровизировать. Готовые "блоки" приключения (задания, квесты, описания местности и НИП) облегчат вам импровизацию и развяжут руки игрокам, так как вы не будете бояться пустить их в какое-нибудь место, так как оно не проработано.

Вообще само слово "подготовка" означает, что вы подготовите достаточно локаций, предметов, описаний НИП и т.д., но не готовые сценарии. Всегда очень сложно предугадать реакцию игроков и их действия, поэтому (для сохранения ваших же нервов) не продумывайте наперед готовые сценарии, а лучше думайте о последствиях различных действий, которые могут быть приняты в различных ситуациях.

7. Работайте так, как комфортно именно вам.

Мой опыт как мастера относительно небольшой, и за это время я посидела в разных чатиках, на сервере потусила и видела много различных обсуждений на тему сеттингов, механик, правил, классов, рас и т.д. Сама я всегда водила игры исключительно в своем сеттинге, потому что мне так удобнее. Мне крайне скучно и неинтересно изучать другие миры, потому что я могу видеть сюжетные дыры (которые в своем лоре я стараюсь тщательно заделывать), нелогичности и т.д, а даже если этого и нет, то мне сложно достаточно глубоко и тщательно изучить мир, чтобы водить в нем. Многие блогеры советуют водить свое первое приключение по уже готовым сеттингам или целиком готовым приключениям. Я попробовала и забила на изучение структуры буквально через 20 минут, а потом начала продумывать всё самостоятельно.

Некоторое время я думала, что делаю что-то не так, потому что не разбираюсь в крупных сеттингах или чем-то подобном, не могу участвовать в беседах, но потом поняла, что не обязана это делать. Я могу обращаться к подобным источникам, но исключительно для вдохновения, и оставаться в пределах своего мира.

Поэтому не бойтесь делать так, как комфортно именно вам: придумывайте свой мир или же играйте уже в готовом — дело ваше.

Вдохновение есть везде...
Вдохновение есть везде...
8. Изучайте новые материалы, следите за другими мастерами, беседуйте с людьми, ищите источники вдохновения.

Порой в длительных кампаниях вдохновение покидает нас и все идеи постепенно исчерпываются. Для того, чтобы продолжать творить, следите за обновлениями контента у медийных мастеров, листайте ленту Pinterest в поисках новых карт, смотрите фильмы, сериалы, слушайте музыку, читайте посты на серверах, да и просто общайтесь с людьми. Идея может родиться буквально после одной услышанной строчки из песни.

9. Добавьте своим играм какую-нибудь изюминку: музыка, песни, стихи, карты, раздаточный материал и т.п.

"Люди очень любят удивляться" — это то правило, которое позволит вам делать свои игры интереснее и живее. Какой-то небольшой элемент позволит вам лучше структурировать свое приключение, передавать важные мысли, подбрасывать идеи игрокам и глубже погружать их в атмосферу мира.

Смело используйте все таланты, которые у вас есть (написание стихов, рисование, поиск или даже написание музыки, крайне яркая актерская игра) и ваше приключение заигрывает новыми красками.

10. Будьте вежливы и уважительны к игрокам.

Помните, что без других людей "за столом" вовсе не было бы той истории, которую вы сейчас вместе рассказываете. Задача ГМа не только организовать и провести игру, но и сделать её комфортной для всех участников. Слушайте своих игроков, не забивайте на их желания, не отнимайте инициативу, не направляйте бескомпромиссно на прямые рельсы, дайте возможность и повеселиться, и пострадать, и вместе веселитесь и радуйтесь.

Заключение

Это длинная статья подошла к концу, но скоро выйдет и вторая часть с советами про ведение сессии. В ней я расскажу про "блоки" приключения, создание квестов, рисование карт, стратегию боя и многое другое.

Под конец прошу вас не забывать, что это всего лишь советы, которым вы можете и не следовать, если у вас всë и так продвигается хорошо. Надеюсь, что для некоторых эти советы оказались полезными и помогли разобраться в каких-то проблемах.

Спасибо за прочтение. Буду рада твоим подписке и комментарию🧡