Найти тему

Искусство гребней для волос

Сегодня рассмотрим коллекцию японских гребней для украшения прически из музея Виктории и Альберта.

Китагава Утамаро. Парикмахер делает прическу.
Китагава Утамаро. Парикмахер делает прическу.

Прическе в Японии всегда уделялось много внимания как в женском так и в мужском туалете. Сложнейшие укладки породили и множество приспособлений для их создания. Но в этой статье мы не будем изучать эту сложную систему расчесок, щеток и гребешков, равно как и их еще более сложное изготовление.

Этот простой гребень украшен инкрустацией из рога, коралла и перламутра.
Этот простой гребень украшен инкрустацией из рога, коралла и перламутра.
Гребень со сценой из пьесы Кабуки «Дева в храме Додзёдзи». Судя по всему, белые участки рисунка были изолированы, затем гребень погрузили в раствор красного красителя, а заием прорисовали оставшиеся детали золотым лаком.
Гребень со сценой из пьесы Кабуки «Дева в храме Додзёдзи». Судя по всему, белые участки рисунка были изолированы, затем гребень погрузили в раствор красного красителя, а заием прорисовали оставшиеся детали золотым лаком.
Этот гребень украшен росписью красным и коричневым лаком.
Этот гребень украшен росписью красным и коричневым лаком.
Эти гребни предназначались исключительно для украшения прически, не для расчесывания. В середине 1850-х годов Япония открылась после более чем двухвекового уединения от остального мира. Страсть ко всему японскому на Западе получила название «японизм». Западные коллекционеры, художники и дизайнеры жадно покупали предметы японского искусства. Кимоно и аксессуары к платью считались воплощением японской женственности. Гребни были красивыми предметами, которые можно было купить относительно дешево.
Эти гребни предназначались исключительно для украшения прически, не для расчесывания. В середине 1850-х годов Япония открылась после более чем двухвекового уединения от остального мира. Страсть ко всему японскому на Западе получила название «японизм». Западные коллекционеры, художники и дизайнеры жадно покупали предметы японского искусства. Кимоно и аксессуары к платью считались воплощением японской женственности. Гребни были красивыми предметами, которые можно было купить относительно дешево.

В 18 веке в Японии гребни все чаще использовались как украшения для волос, а не просто как инструменты для прически. Они становились предметами роскоши, изготавливались не только из самшита или бамбука, но и из ценного панциря черепахи и слоновой кости, украшались золотом, серебром и цветными лаками, вставками из драгоценных металлов или перламутра. Тонкое мастерство, которое использовалось при создании этих украшений, могло соперничать с европейскими украшениями того периода.

Гребни стали популярными с появлением сложных причесок в 17 веке. Они дополняли элегантные кимоно и обычно использовались в сочетании с богато украшенными шпильками.
Гребни стали популярными с появлением сложных причесок в 17 веке. Они дополняли элегантные кимоно и обычно использовались в сочетании с богато украшенными шпильками.
Обратите внимание, что зубья не потеряли свою окраску, хотя на них видны следы использования. Такая стойкость обусловлена тем, что органический краситель проник в микропоры кости, которые были затем закрыты полировкой, уплотняющей верхний слой и изолирующей кость от воздействия влаги.
Обратите внимание, что зубья не потеряли свою окраску, хотя на них видны следы использования. Такая стойкость обусловлена тем, что органический краситель проник в микропоры кости, которые были затем закрыты полировкой, уплотняющей верхний слой и изолирующей кость от воздействия влаги.

Пластина из слоновой кости окрашена в глубокий красный цвет и расписана тонкими золотыми линиями.
Пластина из слоновой кости окрашена в глубокий красный цвет и расписана тонкими золотыми линиями.
Здесь ажурная резьба дополнена покраской в красный цвет и росписью
Здесь ажурная резьба дополнена покраской в красный цвет и росписью

После реставрации Мэйдзи в 1868 г., с притоком западного влияния и упрощением японской одежды, сложные гребни предыдущей эпохи постепенно вернулись к более ранним типам, более простым утилитарным гребням в минималистичном стиле. Тем не менее они сохранили типичный для Японии стиль и гармонию.

В этом гребне скомбинирована слоновая кость и черепаховый панцирь, а орнамент нанесен золотым лаком.
В этом гребне скомбинирована слоновая кость и черепаховый панцирь, а орнамент нанесен золотым лаком.

Японская резьба по кости из коллекции музея Виктории и Альберта
Артюховы Даниил и Татьяна12 июня 2023

*по материалам музея Виктории и Альберта

©Татьяна Артюхова

👇👇

Мы профессионально занимаемся резьбой по бивню мамонта. В этом блоге мы публикуем статьи о резьбе, об истории развития этого искусства, видео из нашей мастерской и подборки современной скульптуры из бивня мамонта.

Канал Телеграм для связи, где мы публикуем только наши новые работы и где вы сможете написать нам:

Артюховы Даниил и Татьяна

Сайт авторов с галереей работ:

Главная - Даниил и Татьяна Артюховы