Деятельность фарцовщиков была опасной, потому что незаконной, но очень увлекательной и прибыльной. В свое время Олег Тиньков был фарцовщиком, как он сам признавался. Да и многие современные успешные бизнесмены тоже в прошлом занимались перепродажей дорогих импортных вещей.
Наверное, не нужно никому объяснять, кем были фарцовщики, чем они занимались.
На всякий случай, все же объясню. Времени прошло много с того периода, когда фарца процветала.
Эти люди добывали ценные вещи, как правило, заграничные и перепродавали их по спекулятивной цене – то есть, с очень большой наценкой. В нашей стране это не преступление. Это называется бизнесом. А в Советском Союзе такие действия были запрещены.
Когда возникло явление
Считается, что первые фарцовщики появились в СССР в 60-х годах. Тогда набирало обороты и популярность движение стиляг, которое власти тоже не приветствовали. Странные танцы, яркие одежды, необычные прически, тёмные очки. «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь…».
Вот стиляги, как раз, жилая выделяться из толпы, искали себе необычные и ультрамодные вещи. А советская промышленность не была на это рассчитана. Она производила «ширпотреб». Кстати, ничего плохого в этом слове не было. «Ширпотреб» - это товары широкого потребления, рассчитанные на, соответственно, широкий круг советских граждан. Естественно, эти товары не могли быть ультрамодными, уникальными, эксклюзивными.
Молодые люди искали что-то интересное.
Впрочем, не только стиляги хотели модно одеваться. Это же естественно для человека – желание интересно выглядеть. Потому что встречают по одежке, хоть и не надо забывать, что провожают по уму.
А у советских граждан «тяга к прекрасному» была особенно острой, потому что, как указано было выше, страна ничего особенного в плане одежды и других вещей.
Кто фарцевал
Это была целая система. Можно сказать, что «мафия». Хотя фарцовщики были разные. Одни – профессионалы. Для отвода глаз, они где-то, на каком-то советском предприятии числились. Работали тихо, спокойно, не привлекая внимания.
Основной доход шел от перепродажи вещей.
У фарцовщиков была целая система:
1. Люди, которые добывали ценные товары. В первую очередь, это те, кто спокойно выезжал за границу: летчики, спортсмены, артисты, чиновники и прочие. Там эти люди могли спокойно приобретать иностранные товары.
Не совсем спокойно, потому что количество денег, которыми можно было пользоваться за рубежом, ограничивали. Но всё же. Экономили, тратили на то, что можно привезти домой и продать.
Были добытчиками и те, кто не выезжал за пределы СССР. Эти люди «тёрлись» возле мест, где обитали иностранцы: гостиницы, рестораны. Фарцовщики договаривались о покупке и обмене заграничных вещей. Например, фирменные джинсы можно было выменять на икру или водку – иностранцы такие продукты уважали.
Часто в схемах были задействованы работники гостиниц и ресторанов. Эти тоже старались выменять что-то интересное у гостей. Именно выменять, потому что покупать эти люди не рисковали – боялись лишиться престижной работы. Обмен – это одно дело. Можно сказать, не очень серьезное. А купля-продажа – совсем другое.
2. Те, кто продавал заграничные вещи советским людям. Такие участники схем действовали осторожно. Они работали или на улице, или в квартире. Дело имели только с проверенными покупателями, которые обращались к фарцовщикам по знакомству.
Не обходилось без казусов. Бывало так, что на фарцовщиков выходили сотрудники правоохранительных органов. Было и так, что спекулянты продавали случайным клиентам «самострок» - вещи, произведенные где-то кустарно – копию «фирмЫ» (брендовых вещей). Впрочем, у фарцовщиков было правило: «самострок» постоянным клиентам не продавать.
Это было самое настоящее предпринимательство, которое находилось под запретом государства.
Были и случайные фарцовщики. То есть, кому-то как-то досталась заграничная вещь. Человек продавал её и разово немного обогащался. Но это всё мелочи были.
Настоящие фарцовщики могли за день получить денег столько, сколько рабочий на заводе зарабатывал за месяц.
Допустим, платили на заводе 200 рублей в месяц, а фарцовщик имел несколько тысяч. 2, 3 и больше. Я не умножаю 200 на 30. Нет смысла, потому что не каждый день удавалось продать какую-нибудь заграничную вещь. Но и «зарплата», в 10 раз превышающая среднюю в стране, вдохновляла. Фарцевать люди хотели, несмотря на риски.