Эммануэль Тодд Куда мы идем?
История развития человечества глазами антрополога
Эммануэль Тодд - французский антрополог, социолог, историк, посвятивший много времени изучению семьи, в настоящий момент уже довольно длительно живущий в Японии. В своей работе автор исследует значимые общественные структуры, определяющие событийный ряд современного мира - экономика, образование, религия, нация - через призму развития семьи и семейных связей.
Получается довольно интересная картинка: нуклеарная типичная для западного мира семья, оказывается типологически - самый примитивный вариант семьи, наиболее близко стоящий к первобытной примитивной семейной паре. А клановые семьи с разветвленной сетью семейных взаимоотношений, правил и укладов - проходят длительный путь развития и могут быть названы высоко развитыми.
Когда-то давно, еще в школьные годы чудесные. я читала огромное количество французской художественной литературы: Дюма, Жюль Верн, Стендаль, Эжен Сю и многое других замечательных авторов. Я не выбирала специально, так получилось, совпало. Но благодаря такому погружению во французскую картину мира у меня складывалось ощущение, что Франция - это центр мира, все французское - лучшее в мире. Потом я погрузилась в мир Английской литературы и была шокирована тем, что английские авторы с неменьшей твердостью, а то и с большей, убеждены, что все лучшее в мире - английское… Больше таких французских интенсивов в моей жизни не случалось, поэтому я как-то даже позабыла об этих удививших тогда, более 30 лет назад меня переживаниях. А книга Э. Тодда Куда мы идем? Вернула меня к ним. Так забавно.
Интересны главы, посвященные России, ее развитию, также обусловленному типологическим развитием семьи. «Совпадение карты завершенного коммунизма середины 70-х годов ХХ века с картой патриархальной экзогамной семьи, включающей Россию, Сербию, Албанию, Китай, Вьетнам, Центральную Италию и внутреннюю Финляндию, навело меня на мысль о гипотезе общей взаимосвязи между крестьянскими семейными системами и идеологиями, появившимися в период ликвидации неграмотности в этих обществах…<…> И только после его (Ленина) смерти произошло главное с антропологической точки зрения: мощный подъем непреодолимой коллективной мечты, реализованной начиная с 1929 года Сталиным. Она не может быть объяснена не чем иным, кроме как гипотезой об антропологической основе, предрасполагающей к эксперименту». Такие параллели автор проводит не только для России, он анализирует таким образом всю политическую крату, как на синхронном современном этапе, так и с историческими экскурсами до 5000 лет в глубину. С чем-то в его высказываниях соглашаешься, думаешь, ну, я всегда так думала: соборность и все такое…:) А что-то удивляет, вызывает недоверие, побуждает лезть в словари и справочники.
Люблю читать такого роди дискуссионную неоднозначную литературу, она побуждает думать и расширять свой кругозор, не только и не столько тканью собственного текста, сколько торчащими в разные стороны ниточками цитат, экскурсами в смежные темы, упоминанием новых для меня как читателя авторов…
Рекомендую к прочтению.