Когда я училась в университете, одна из моих преподавательниц сказала, что бывает очень полезно сравнивать между собой вообще несопоставимые литературные произведения, так можно открыть что-нибудь очень интересное и неожиданное. Так вот, уже через много лет я решила сравнить два совершенно разных и непохожих друг на друга фильма: американский «Один дома» и российский «Ворошиловский стрелок». Получилась статья, которую я хочу опубликовать на своем канале. Извините, что моя статья не имеет отношения к лингвистике. Но если вы занимаетесь какими-либо исследованиями, примите метод сравнения несопоставимых вещей на вооружение! Поехали!
В фильме «Один дома» главный герой – маленький мальчик, в фильме «Ворошиловский стрелок» – старик. И тот, и другой герой, таким образом, не вполне дееспособны и нуждаются в защите, опеке и заботе. У героя Калкина они есть. Без родительского присмотра мальчик оказывается по воле случая. В отличие от него, персонаж Михаила Ульянова такой заботы не имеет – его взрослая дочь занята только собой. Пожилой человек еще и сам должен заботиться о своей внучке. Показательно также и поведение государственных социальных структур. Кому-то все время звонит мама американского мальчика и требует, чтобы о нем позаботились. Хамство и циничное равнодушие в кабинетах чиновников встречают герои русского фильма.
Далее обстоятельства, которые принуждают героев действовать. В фильме «Один дома» герой защищает свой дом от непрошеных гостей, от их материальных посягательств. В «Ворошиловском стрелке» герой защищает свою честь (ведь внучка и он сам – это практически одно), и кто виноват, что никто не берется наказать зло, кроме него? Честь, конечно, более тонкая материя, чем имущество.
Элемент фантастичности, условности в той или иной мере присущ обоим фильмам. Геройское поведение маленького персонажа в голливудском фильме задумано, чтобы повеселить зрителя каскадом невероятных трюков. Зритель прекрасно понимает, что все неправда, что так не было и быть не могло, но это неважно. Сомнение в правдоподобии российского фильма возникает только однажды: когда бедный старик раздобыл крупную сумму денег. Ну и когда он приобрел винтовку, тоже немного сомнительно. Впрочем, я никогда не пробовала купить оружие, может снайперские винтовки и правда где-нибудь среди огурцов продают.
Наконец, финалы этих фильмов. Маленький американский герой празднует полную и безоговорочную победу. В русском фильме тоже, кажется, можно торжествовать: зло наказано, пострадавшая воспряла духом, появился человек, который готов принять на себя функции защитника, главный герой счастливо избежал наказания. Однако ощущения победы нет. Почему? В американском фильме восторжествовал закон. Злодеев увезли в тюрьму. А в «Ворошиловском стрелке» все, в принципе, осталось на своих местах: законности как не было, так и нет. Это значит, что государство честь и достоинство своих не самых влиятельных граждан как не защищало, так и не защищает. Не слишком бодрящий вывод, не правда ли?
И уже после финала. Американскому персонажу хотят подражать все мальчики, которые видели этот фильм. Только вот ситуаций, в которых они могут проявить подобную смелость и находчивость, в жизни бывает не так уж много, а если уж такие ситуации все-таки случаются, то мальчикам в них не до геройства. В русском фильме все наоборот. Подражать главному герою нисколько не хочется. Однако ситуации, подобные изображенной в фильме, бывают и бывают нередко, а потому и последователи находятся, о чем мы узнаем из криминальных новостей.
Еще после финала. Американская сказка вполне допускает возможность продолжения. Не зря следуют «Один дома-2» и «Один дома-3» и т. д. В «Ворошиловском стрелке» поставлена окончательная и безоговорочная точка. Все сказано и добавить больше нечего.
Ну, зачем же я сравнила попу с пальцем? Были просто два хороших фильма, а теперь что я вижу? Глупый оптимизм первого, такой далекий от нашей жизни. Полнейшая безнадежность второго, которая наводит глубокую тоску. Нет, почему же безнадежность? Несмотря ни на что, Говорухин верил в нашу русскую молодежь, верил в наш народ, и в фильме это очень чувствуется.
«Вызов» – удачное название фильма