Итак, первая фаза – лунная – пройдена. Начинается фаза Меркурия. В этой фазе должен завершить своё развитие практический ум человека, или интеллект. Ум – самая уникальная способность человека, он отличает человека от животного. В уме заложены очень разные способности. Мы умеем воспринимать окружающий мир, анализировать его, умеем обобщать отдельные процессы и явления и сопоставлять их друг с другом. Способны воспринять красоту и гармонию и оценить её – это эстетическое мышление. Мы можем, следуя определённым правилам, делать выводы, выводить скрытое из открытого – это логическое мышлении. К уму относится и наша интуиция, и творческое воображение, и умение предвидеть будущие события, предугадывать их — всё это способен человеческий ум.
Самая простая способность ума – способность различать предметы и явления и сопоставлять их. Эта способность присутствует даже у простейших животных – ведь они должны как-то отличать съедобное от несъедобного, узнавать опасность, отличать своих от чужих и т.д. Это самый простой ум – природный. Могут возразить, что это работает инстинкт, но инстинкт – тоже ум, только работающий автоматически и передающийся по наследству всему виду. Природный ум есть и у человека, он включается на лунной стадии и в первые семь лет развивается до своего максимума.
Чуть позже начинает работать интеллект. Это более высокий слой ума, позволяющий человеку переходить от конкретных, простейших фактов к абстракциям, создавать сложные умственные конструкции, устанавливать ассоциативные связи между совершенно, казалось бы, различными явлениями. Интеллект способен познавать весь мир форм, мир неживой природы. Конечно, интеллект может далеко не всё, но об этом позже. Развитый интеллект – это мощнейший инструмент и его вполне достаточно для изучения самых сложных разделов математики и естественных наук. Логика и филология тоже ему доступны. Активное развитие интеллекта начинается в период от семи месяцев до пяти лет, вместе с развитием речи – это зависит от врождённых способностей ребёнка. Но в возрасте от семи до четырнадцати лет интеллект переживает бурное развитие и достигает своего максимума.
Семь или восемь лет – лучшее время для начала систематического обучения. До этого возраста ещё сильна потребность в маме. Новая тенденция начинать обучение ребёнка как можно раньше не имеет под собой основы. До восьми лет ребёнка следует обучать только в игровой форме, не возлагая на него ответственности за обучение, то есть без оценок и домашних заданий и обязательного присутствия. При этом сам процесс обучения должен ориентироваться на пробуждение интереса к учёбе, а не накопление знаний. Если человеку будет интересно учиться, он сам сумеет получить необходимые знания в любом возрасте. Но для этого он должен быть уверен в своих силах. Поэтому очень важно не нагружать ребёнка преждевременно, когда он ещё не готов, иначе груз учёбы может показаться ему слишком тяжёлым – сформируется негативная установка и будет влиять на всё дальнейшее обучение. Если у ребёнка выдающиеся способности, то от игровой формы он сам потянется к регулярному обучению. В остальных случаях кажущаяся потеря времени будет прекрасно восполнена лучшей способностью учиться. Игровая же форма даст ребёнку уверенность в своих силах, а это важнее всего.