Известным недостатком самой древней из хорошо изученных кембрийской фауны земли является то, что при запредельной экзотичности внешности её представители были невелики. Не производили впечатления. Полмиллиарда лет назад животное с ладонь величиной уже было гигантом. Самыми крупными чудовищами периода долгое время считались аномалокарис (60 см, или – максимальная оценка, – 100 см) либо «китокреветка» тамизиокарис (70 см с усами-придатками). Тот и другой относились к классу динокарид, наиболее, как казалось, продвинутому и процветавшему в кембрии.
Как следствие, находка в 1994 году окаменелостей омниденса («цельнозубого») можно смело назвать опрокидывающим представления. Истолковать отпечатки огромного – по меркам кембрия – ротового аппарата, или собственно «цельнозубов», удалось много позже, по мере накопления новых находок. Решения требовали многочисленные вопросы, связанные с реконструкцией и классификацией монстра… Так что, лишь в наши дни стало возможным говорить об открытии кембрийского животного размером от 1.5 до 2 метров.
...Однако, «до двух метров» – не главное. Обладающий, помимо огромных «зубов», ещё и выдвижной мускулистой глоткой, вооружённой склеритами – мелкими зубами, – монстр не казался родственным динокаридам. Первоначальная классификация относила его к классу приапулид – устаревших, не пользующихся успехом в современном море червеобразных животных. Тем не менее, окончательным решением стало отнесение омниденса к классу онихофор. Он оказался родственником знаменитой галлюцигении.
Онихофоры процветали в кембрии, но, как считалось ранее, делали это на многое не претендуя и не бросая вызова членистоногим. Омниденс – хищник подвижный, гигантский и опровергает эти представления. В отличие от прочих лобопод, ползавших по дну на гидравлических ножках, это животное плавало.
Омниденс охотился, захватывая добычу головными придатками, а затем вскрывая её панцирь выдвижной глоткой. Жертвами его, вероятно, могли становиться любые кембрийские животные, – достаточно крупные, чтобы хищник заметил их, – скорее всего по регистрируемым усиками вибрациям воды, вызванным движением. В отличие от динокарид, гигантская онихофора не располагала крупными и эффективными глазами. Однако, последнее означает, что действовать он мог в любое время суток.