Хотя фильм продается как байопик о Леброне Джеймсе, "Падающие звезды" заканчиваются еще до того, как Джеймс начал свою рекордную карьеру игрока НБА. Почти все двухчасовое время фильма посвящено отношениям между юным Джеймсом (его играет новичок Муки Кук, малый форвард команды Compass Prep в Джефферсоне, штат Орегон), его тремя лучшими друзьями, их родителями, одноклассниками и обществом. И каждый момент и образ настолько идеально сформирован и представлен, и настолько правдив, что вы можете представить, как эта же история рассказывается, такт за кадром, с придуманными персонажами, и получает не меньшее удовольствие. Фильм будет классифицирован как спортивный, и он заслуживает этого: баскетбол - это клей, который его скрепляет.
Но дело, в конечном счете, не в баскетболе и даже не в спорте. Он о том, что происходит с группой близких друзей, когда один из них оказывается настолько великим в своем любимом деле, что было бы грешно не позволить ему двигаться дальше по жизни и продолжать заниматься им на том уровне, которого заслуживает его талант. Это один из величайших фильмов о молодой мужской дружбе, стоящий в одном ряду с "I Vitelloni", "Boyz N the Hood", "Mean Streets", "Cooley High", "The Wood" и "Stand By Me".
Режиссер Крис Робинсон, снявший фильм Netflix "Beats" и продвинувшийся по телевизионной рекламе, и адаптированный Фрэнком Э. Флауэрсом, Тони Реттенмайером и Джуэлом Тейлором по бестселлеру Джеймса и Уэллса "Базза" Киссинджера ("Огни ночной пятницы"), "Shooting Stars" следует шаблону "Boyz", давая нам пролог, настолько насыщенный деталями, что это практически сжатый первый акт о Джеймсе и его друзьях как учениках начальной школы, а затем перескакивает вперед, чтобы проследить за ними в течение четырех лет средней школы. Они - сплоченная команда из рабочего квартала. Они называют себя "великолепной четверкой". Их дни и ночи вращаются вокруг баскетбола: когда они не играют в баскетбол, они играют в видеоигры и фантазируют о своей карьере профессионального игрока. Сценаристы демократично распределяют свое внимание между четверкой. Все получают захватывающие, смешные или печальные моменты. Фильм не о ЛеБроне Джеймсе и всех остальных. Это история о четырех друзьях, один из которых - Леброн Джеймс.
Кроме Джеймса, есть еще Сиан Коттон (Халил Эверидж), чей ум так же быстр, как его рефлексы; Вилли МакГи (Эйвери Уиллс), стойкий союзник и немного сорвиголова; и Дру Джойс III (Калеб МакЛафлин), чей вдумчивый и непоколебимый отец Дру II (Вуд Харрис) тренирует их команду. Дрю III - главный герой фильма, и не только потому, что Маклафлин, от которого исходит живая сила, как от Тупака, такой захватывающий актер, но и потому, что этот персонаж - настоящий герой реальной жизни: маленький парень с большим сердцем, нервами воина и навыками, подтверждающими его браваду. Именно Дру III слышит, как его отец предсказывает, что, когда они поступят в среднюю школу Бухтель, местную государственную среднюю школу, "великолепной четверке" придется разделиться, потому что программа переведет невысокого парня в младший класс, и подбивает остальных подать документы в преимущественно белую местную католическую среднюю школу Сент-Винсент-Сент-Мэри. И именно Дру подходит к новому главному тренеру католической школы по баскетболу Киту Дамброту (Дермот Малруни) и преодолевает его скептическое отношение к предложению Дру привлечь всех четверых друзей, включая этого низкорослого мотылька, с помощью серии последовательных, почти безупречных трехочковых бросков.
Большинство фильмов "основанных на реальной истории" отдали бы этот момент, который ломает иглу на Badass-O-Meter, молодому ЛеБрону Джеймсу. Но это был момент жизни Дру, поэтому именно он заявляет о себе на экране. В этом выборе и во многих других есть целостность, которая не только придает "Падающим звездам" центральную, направляющую целостность, но и сердце. Это не тот фильм, который живет по циничной максиме сценариста Уильяма Голдмана о том, что голливудский сценарий должен "дать звезде все". Самые смешные реплики неизменно вылетают из уст Сиана (когда они все живут в одной комнате в мотеле La Quinta во время выездной игры, и кто-то спрашивает, что значит La Quinta, он отвечает: "Это значит, что ты провалил испанский, дурак"). Когда в Сент-Винсент-Сент-Мэри поступает новый высокий парень с пугающей репутацией по имени Ромео Трэвис (игрок NBA G Скут Хендерсон), и "великолепная четверка" дружит с ним, вместо того чтобы поверить в негативную шумиху и уклониться, это не просто способ для фильма без нужды повторить, что "великолепная четверка" - замечательные ребята; Ромео вплетается в историю и оказывается центральным в некоторых из ее самых захватывающих и трогательных моментов дружбы и великодушия.
Тот же демократичный дух повествования распространяется на персонажей второго плана, особенно на родителей и тренеров. Каждый из них мог бы стать якорем собственного фильма, пересказывающего историю молодого ЛеБрона Джеймса с единой точки зрения. Харрис идеально подходит на роль мягко говорящего, сочувствующего отца, который знает, как смягчить неприятные новости, и произносит зажигательные речи, не просто повышая голос, а заставляя каждого слушателя почувствовать истину его слов. В роли матери Джеймса, Глории, Натали Пол (из фильмов "Дьюс" и "Власть") настолько элегантна и сдержанна и настолько интуитивно связана с Куком, естественным человеком, который не столько играет, сколько существует, что все сцены с участием матери и сына обретают сверхъестественную интимность. Вы как будто становитесь молчаливым свидетелем тех маленьких, но очень важных обменов, которые редко запечатлеваются в фильмах. (Помимо прочих достоинств, этот фильм является еще одним подтверждением того, что мы уже знаем: многие из самых важных моментов в жизни молодого человека происходят за кухонным столом или на диване в гостиной). Малруни в фильме мало - это правда жизни; настоящий Дамброт покинул школу St. Mary до конца своего первого сезона, чтобы тренировать команду Duquesne Dukes, но он производит сильное впечатление, усиливая сюжетную функцию персонажа, которая заключается в том, чтобы предвещать неизбежное восхождение Джеймса в пантеон НБА и напоминать как молодым героям, так и зрителям, что иногда жизнь предоставляет настолько большие возможности, что отказ от их использования был бы преступлением не только против собственного потенциала, но и против друзей и семьи, чья поддержка привела вас к этому моменту.
Режиссура Робинсона, операторская работа Карстена Гопината, монтаж Джо Фрэнсиса и музыкальное сопровождение Марка Ишама гармонично передают текст и подтекст каждого момента, большого или маленького, а также наполняют их дополнительными слоями смысла. Игривые кадры с дрона проносятся за велосипедистом, проникают через открытое окно и следуют за актером по маленькой квартире, а также (невероятно) следуют за мячом в обруче после броска. Эти моменты являются визуальным продолжением того восторженного чувства, которое испытываешь, когда твой разум, тело и дух настолько настроены, что кажется, будто физика не может тебя удержать. Даже эффектные композиции имеют смысл и цель. Съемка сверху команды католической школы и ее чернокожих игроков, делающих предтренировочную растяжку на полу спортзала, украшенном огромными мультяшными лепреконами, лучше, чем диалог, объясняет культурный контекст героев.
Большинство сцен фильма настолько коротки, насколько это возможно, потому что это не эпопея и не стремится стать ею. Но в то же время никогда не возникает ощущения, что важные побочные вопросы игнорируются или минимизируются, чтобы зрители чувствовали себя хорошо. Обратите внимание, например, как "Падающие звезды" вплетают расизм белых персонажей по отношению к черным, а также внутрирасовую или классовую тревогу. Последняя пропитана дурной кровью между черными игроками и родителями, которые решили добиваться успеха и социального продвижения в белой католической академии, и теми, кто пообещал свою верность соседней черной государственной средней школе, которая пользуется доверием общества, но имеет меньше ресурсов. Вы можете понять точку зрения каждой стороны, и ни одна из них не ошибается. Многие из более широких противоречий, в которых оказываются герои, представлены именно таким образом. И это тоже кажется правдой жизни. Некоторые проблемы не могут быть решены отдельными людьми; они носят системный характер, и именно поэтому они сохраняются. Вместо того чтобы навязывать наивный и невероятный исход, "Падающие звезды" с уверенностью позволяют нам принять неразрешенные конфликты и смириться с ними. (Впрочем, и здесь фильм не забывает добавлять юмор по мере возможности, даже в напряженных сценах; когда один персонаж называет другого продажным, объект оскорбления кричит: "Кого ты называешь продажным, Тони? Ты все еще должен мне сто долларов!").
Любовь - вот слово. Когда фильм любит своих героев и историю так сильно, как этот, и посвящает каждый аспект съемки и исполнения их справедливости, и последовательно ставит виртуозность на службу смыслу, результат вызывает чувство, близкое к тому, которое испытываешь, когда кто-то, кого ты обожаешь, добивается большого и заслуженного успеха, и ты имеешь честь быть свидетелем этого и болеть за него.