Длина этой реки всего 108 километров. Площадь, с которой она собирает свои воды, – 2480 квадратных километров Речь идет о Тускари, главной реке города Курска. Еще с дореволюционных лет (не говоря уже о наших временах) бытует мнение, что она сильно обмелела и от полноводной реки остались лишь воспоминания и красивые открытки. Попробуем разобраться – почему так произошло?
Начнем с прорисовки планов реки Тускари в черте Курска в разные периоды. Первый (слева) – 1782 год и раньше. Уточним, что в указанный год появился и начал воплощаться первый генплан коренной перестройки Курска. Об уровне полноводности реки того времени судить сложно, однако в хрониках отражено, что куряне уже тогда (и ранее) сетовали на мелководность Тускари в черте города. Проблема стала мягче, когда в черте Курска построили так называемую «Градскую» мельницу с обширной плотиной, которая в активный период ощутимо поднимала уровень воды.
Следующий исторический план Тускари можно датировать первой третью XIX столетия. Так показана река на «Плане губернскому городу Курску», который обнаружили в московских архивах сравнительно недавно. Третий – со знаменитой военно-топографической карты 1863 года. Основой для четвертого стал план Курска 1934–1935 годов, когда городу вернули статус областного центра. Отметим, что в 1920 году глухая протока Кривец наконец прорвалась в Сейм, сформировав совершенно иную картину левого берега К слову, достаточно давно Кривец упоминается в исторических хрониках как глухая заводь, а среди курян он почему-то носил название Старое русло.
И, наконец, пятый – это прорисовка с немецкой карты Курска 1941–1942 годов.
Если уж выше пошла речь о мельнице (а стало быть – о плотинах), стоит отметить, что «Градская» была единственной мельницей в черте города. Выше по течению от Курска на Тускари мельницы были. Скажем, самая старая из них упоминается в хрониках еще в начале XVIII века в деревне Волобуево. Но на уровень Тускари в черте нашего города они, понятное дело, влиять не могли.
Активное заселение левого берега Тускари в черте нынешних границ Стрелецкой слободы началось после 1782 года, когда возникла необходимость освободить исторический центр города для его переустройства. Жители слободы, особенно после строительства Градской мельницы, начали устраивать каналы и копани, чтобы отвести излишек воды во время весеннего паводка и одновременно – чтобы подвести воду к многочисленным огородам. Кривец той поры замыкался на Тускари, распадаясь на несколько русел. Именно тогда кто-то из гостей Курска назвал эту часть города курской Венецией. К 1868 году построили железную дорогу до Ямской, в 1978-м протянули ветку до города, которая так и называлась – «Курск-ветка». Значительная ее часть прошла через Стрелецкую и рядом, отрицательно повлияв на водосток.
В начале тридцатых годов XX века на правом берегу Тускари началось строительство крупной электростанции: срезали склон, от станции Курск-2 по берегу реки провели технологическую дорогу, за счет Тускари расширили строительную площадку. В результате река ниже по течению стала заиливаться, потеряла былую пропускную способность, и основная часть воды пошла через Кривец, не принося городу никакой пользы.
Сохранилась старая дореволюционная фотография, где показана в черте Курска изрядно обмелевшая к поздней осени Тускарь – ее можно перейти едва ли не вброд. Мельницы к этому времени спускали воду и становились на ремонт.
Еще в начале XIX века в Курске возникло несколько проектов по увеличению полноводности Тускари. То есть задача эта была актуальной еще в те времена – когда Градская мельница работала вовсю, а строительств ТЭС начнется только лет через сто. Один из этих проектов заключался в том, что глухую протоку Кривец надлежало соединить с Сеймом, а несколько ниже построить плотину. Тогда вода из главной реки города самотеком пойдет в систему Тускари и поднимет там уровень воды. Осуществить эту задумку помешали серьезные затраты на строительство Мариинского водного пути по Сейму, позже – Крымская война, а потом строительство железной дороги В начале XX века к этой идее вернулись снова, но грянула Первая мировая война, потом – революция, разруха Тем не менее в середине 1920-х, уже после самостоятельного прорыва Кривца к Сейму, решили-таки продолжить. На этот раз перегородить русло Кривца плотиной рядом с тем местом, где он вытекает из Тускари. Но вскоре (в 1928 году) Курск перестал быть областным центром, и его финансовые возможности соответственно снизились. Потом была война
И все-таки уже в середине 1990-х разработали проект, который во многом повторял задумку 1920-х: перегородить русло Кривца, попутно создав небольшое водохранилище для устройства водного стадиона и зоны отдыха. Но опять же – времена были не те
Тускарь видоизменяется и в наше время. Скажем, смыли знаменитый островок, что располагался чуть ниже по течению от моста, на который выводила Ямская дорога. Связано это было со строительством в 1955 году нового моста, который назовут Кировским. Таковы были строительные нормативы: рядом с мостом не должно быть никаких помех весеннему движению льда На этом острове частенько располагались прачки для полоскания белья. По этой причине в горах песка, что остались от острова, можно было найти множество утерянных вещичек, которые унесла вода: пуговицы, крестики, цепочки Рассказываю об этом со знанием дела, поскольку в детстве сам занимался такой «археологией».
Та же участь не минула и другой островок на Тускари, что располагался совсем рядом с центром Курска и изображен на самых ранних планах нашего города.
Исчез обширный и достаточно глубокий залив на Тускари – Гусиновец. Когда-то он входил в территорию Ямской слободы и активно использовался местными жителями. Пропали многие сделанные копани и каналы, исполненные когда-то стрельцами для удобства жития.
Виктор КРЮКОВ
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1494/new/018289/.
Архив статей газеты ~ № 23 (1494) 6 июня ~ 2023 год.