Найти тему
Диалектика Льва

"Всё смешалось в доме Облонских..." - об особенностях создания "Анны Карениной"

С исторической точки зрения, период, когда Л. Н. Толстой писал роман “Анна Каренина” (1873-1878 гг.), характеризуется продолжением реформаторской деятельности императора Александра II: после манифеста об отмене крепостного права (1861 г.) и реформы суда (1864 г.) проводится земская реформа (о чем в романе много размышляет Левин), реформа образования, по которой университеты становятся в большей степени независимы и автономны, цензурная реформа и другие. Несмотря на то, что большинство из этих реформ были приняты еще в 1860-е годы, внимание к этим преобразованиям не ослабло и в 1870-е годы, тем более что и сами реформы не могли происходить одномоментно. В результате, в центре социальных дискуссий, которые были частым явлением в высшем свете и в среде высокоинтеллектуальной публики, интеллигенции, к числу которой, безусловно, относился и Лев Толстой, находились как раз вопросы, связанные с проведением царских реформ. В обществе находились как сторонники, так и противники реформаторского курса императора. Кроме того, вообще менялся уклад жизни: этот период характеризовался технологическим ростом. Например, Россия, начав строить железные дороги еще при Николае I, достигнет более высоких темпов строительства, которые позволят максимизировать использование этого вида транспорта на территории всей страны, как раз в 60-е и 70-е годы 19-го века. Также именно в этот период в России получает своё распространение телеграф, что будет затем, как и тема железной дороги, отражено в романе Толстого (Стива Облонский, по замечанию автора, слишком много тратил денег на сообщения телеграфом). Также в 60-е годы одной из центральных тем стала тема народничества, так или иначе в обществе поднимались вопросы о соединении крестьянства и элиты, что нашло отчасти своё отражение в романе, когда Левин с охотой разделяет быт крестьянских мужиков в своей деревне, выходя с ними на покос. В этот исторический этап особенно остро встал славянский вопрос: после поражения в Крымской войне при Николае I русское общество не оставило попыток избавить славянские народы от турецкой зависимости. Так начинается Балканская война 1877 года, которой предшествовали годы общественных дискуссий в российском обществе: стоит ли военным путем помогать славянам или нет. Этот исторический мотив также встречается в произведении Л. Н. Толстого, ведь Алексей Вронский в финале романа как раз отправляется на войну на Балканы, что сопровождается, согласно описанию автора, почти всеобщим восторгом российского общества.

История создания романа и замысла Л. Толстого сложна и любопытна. После творческого кризиса по завершении романа-эпопеи “Война и мир” Толстой начал писать исторический роман об эпохе реформ Петра I, что, очевидно, согласовывалось с эпохой, в которую Толстой и писал это неоконченное произведение. Однако, по свидетельству самого писателя, во время чтения “Повестей Белкина” Пушкина и особенно очерка “Гости съезжались на дачу…” Толстому пришла новая художественная идея, он придумал сюжет нового романа, в центр которого должен был быть поставлен адюльтер. Согласно дневнику жены писателя Софьи Андреевны, в тот же вечер Толстой помимо того, что набросал основную фабулу романа, начал непосредственно писать роман, который впоследствии станет “Анной Карениной”. Так, Лев Толстой начал писать первую сцену романа, которая начиналась с знаменитой фразы: “Всё смешалось в доме Облонских”. Затем Толстой добавил среди первых строк предложение о “счастливых” и “несчастливых” семьях. В изначальном замысле героиня должна была предстать жалкой и некрасивой. Так, Толстой создавал образ невзрачной и толстой Анны Карениной, которая в тот момент в мыслях автора носила другую фамилию - Ставрович. Также в первоначальном изводе романа фамилия отличалась от привычной и у Вронского (Гагин). В первых набросках фабула развивалась крайне быстро, Толстой рассчитывал, что этот роман не займёт у него много времени. Сам сюжет романа имел определённую предысторию, ведь за 20 лет до того, как Толстой сел за “Анну Каренину”, во Франции был напечатан роман “Мадам Бовари” Гюстава Флобера, с которым, конечно, Толстой был знаком. Сюжет похож: происходит измена мужу, и героиня совершает самоубийство. Кстати, в первых вариациях романа способ самоубийства Анны отличался от конечного: вместо изначального самоубийства посредством падения в реку Толстой выбирает для героини гибель под поездом, что приобретает символичность в рамках технологического контекста эпохи. В этом также проявляется эволюция авторского видения романа. Идея сведения в произведении сразу нескольких сюжетных линий и несколько глобальных смыслов стала предметом гордости Л. Толстого, и по этому поводу он напишет: “Я горжусь... архитектурой — своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок. И об этом я более всего старался”. Однако несмотря на это удовлетворение композицией романа, Толстой сталкивается с усталостью в ходе его написания, именно поэтому он скажет: “Анна мне осточертела вообще, хуже горькой редьки”. Пожалуй, подобная усталость связана как раз с многократным переписыванием как целых сцен, так и сюжетных линий. Когда сюжет был уже определён, некоторые концептуальные черты романа были еще не до конца выработаны Толстым, в том числе из-за этого писатель занимался реализацией задуманного дольше, чем ожидал. В частности, как уже было отмечено, Толстой коренным образом изменил образ Анны, которая приобрела обворожительные черты вместо невзрачных и стала героиней типа “роковой женщины”. В результате, читатели увидели сильную и более сложную героиню, чем изначально она задумывалась. Сюжетная же линия Левина от редакции к редакции увеличивалась в объёме, Толстой придал ей большое значение, что, возможно, не планировалось на начальном этапе. Важной особенностью публикации романа стал тот аспект, что “Анна Каренина” публиковалась частями в “Русском вестнике” Каткова. Поэтому Л. Толстой писал, публиковал и вносил правки в определённой спешке, связанной как раз с публикацией по главам. Это обстоятельство также могло повлиять на художественный стиль и фабулу романа. Таким образом, за счёт постоянной публикации Толстой мог иметь интенцию к созданию более ярких отдельных сцен, которые бы привлекали внимание читателя. К таким сценам, например, можно отнести скачки, на которых Вронский губит Фру-Фру, праздничный ужин у Стивы Облонского, где происходит важная встреча Кити и Левина, приезд Алексея Каренина в Петербург к умирающей Анне и т.д. Однако Толстой продолжал менять многие отдельные сюжетные ходы даже по ходу публикации произведения.
При анализе всех этих метаморфоз в написании романа можно сложить впечатление, что писатель руководствовался перфекционизмом, он настолько тщательно подходил к написанию произведения (не только в смысловом, но и в чисто художественном смысле), что значительно его усовершенствовал. В. А. Жданов, написавший труд “История создания романа ‘Анна Каренина’”, по этому поводу утверждал следующее: “История создания произведения — это по сути дела проблема мастерства в самом широком ее понимании”. Мастерство Толстого проявлялось в скрупулезном труде над литературном произведении. Не зря же Н. А. Некрасов в своей эпиграмме отметит именно “ты доказал с терпеньем и талантом…”. Терпение в работе над “Анной Карениной” стало основным фактором эволюции произведения. Именно поэтому многие критики, в частности, Лев Аннинский, будут утверждать, что роман “Анна Каренина” написан значительно лучше, чем “Война и мир”. Весь талант, вся мораль и, что немаловажно, всё терпение Толстого стали ключом к созданию гениального произведения, гениальность которого выразилась как раз в эволюции сюжета и формы.

Предлагаю вашему вниманию другие статьи:

"Дедукция и индукция в рассказах Конан Дойля про Шерлока Холмса"

"5 лучших рассказов писателя-сатирика А. Т. Аверченко"