- А теперь, - сказала наша новенькая учительница классу, - Встаньте те, у кого в прошлом месяце по технике чтения была двойка.
Что делать, мне пришлось вставать вместе с остальными двоечниками.
- Оля, сядь, ты не дослышала. Не у кого была пятерка, а у кого была двойка! - заволновалась учительница.
Помню её удивлённо взметнувшиеся брови на мое обреченное:
- А у меня была двойка...
***
Я, как и многие советские дети, не помню, когда научилась читать. Видимо, в возрасте четырех лет, но этот момент у меня в памяти не отложился, мне тогда казалось, что я умела читать всегда.
Ну, как умела читать... Я уже писала, что настоящее чтение - это взять книгу и озвучить из нее текст. До этого мне было далеко. Но прочитать на кубиках "мама" и "кот" я вполне могла. Родители подступали ко мне с букварём старшей сестры, но системное чтение вызывало во мне крайне негативные эмоции. Я их и сейчас помню. Читать - трудно. При виде короткого, в общем-то, текста я впадала в панику и думала, что никогда не доберусь до конца. А когда таки одолевала его - лишь по картинкам понимала смысл прочитанного: потратив кучу усилий на слияние слогов, я уже не могла держать в голове прочитанные в течение урока слова.
Родители настаивали на ежедневном чтении, я рыдала; у нас сложилась классическая ситуация "делать уроки всей семьёй" за тридцать до того, как это стало мейнстримом.
Не удивлена, что вскоре родители отступились, решив, что мир в семье дороже прочитанного к пяти годам букваря. Минимум есть, понимание чтения есть, всему свое время, придет и беглое чтение. А пока папа просто читал вслух сам, показывая захватывающий и удивительный мир книжек. Поэтому хоть читать я и не любила, но вот книги любила очень.
Когда я пошла в первый класс - казалось, время пришло. По чтению у меня были пятерки. Не удивительно, конечно. Уж "мама мыла раму" я прочитать была способна. Половина ребят в классе читать не умели совсем, на их фоне умеющие читать смотрелись корифеями.
Но тексты в букваре становились сложнее, а мои навыки не прогрессировали. А с чего бы им прогрессировать, если чтения я продолжала избегать любыми способами. То, что в начале года было пятёркой, в конце стало четверкой с большущим минусом. А после лета, за которое я не взяла в руки ни одной книжки, превратилось даже не в тройку, а в самую настоящую двойку.
Хорошо помню этот момент: я шла домой и думала, что в такой прекрасный погожий денёк огорчаться невозможно, даже если у тебя двойка по технике чтения. День и впрямь был удивительный, теплый и по-осеннему прозрачный. Может быть именно погода не позволила мне впасть в панику.
Родители на мою первую в жизни двойку отреагировали тоже довольно сдержано. Мол, с чем тебя и поздравляем. Сама ведь понимаешь, что оценка совершенно заслуженная.
Я понимала. И, не смотря на хорошее настроение, понимала, что с этим надо что-то делать. А что надо делать, чтоб читать лучше? Детский вопрос, ответ был очевиден - тренироваться читать. Со вздохом я взяла прошлогоднюю "книгу для чтения" и открыла ее на последних текстах, до которых мы на уроках как-то не дошли. Читала родителям вслух. Когда через неделю книга кончилась, папа взял с полки другую. Мне тогда казалось - совершенно случайную, а потом я поняла, что ничего случайного в его выборе не было и быть не могло, потому что это были "Денискины рассказы" Драгунского.
Дочитывала я рассказы уже с вполне приличной скоростью, после чего начала книги глотать. А чего б их не глотать, когда читать вдруг стало легко, а папа подсовывает книги одна другой интереснее.
Самое смешное случилось через месяц. Наша учительница перешла работать в другую школу, а нам дали новенькую. В первую очередь она проверили технику чтения. Наверное, она была добросовестным человеком: могла ведь просто глянуть в предыдущую ведомость, но решила оценить лично, кто на что способен.
Я, разумеется, получила твердую пятерку. Но вот она, моя минутка позора:
- Встаньте те, у кого в прошлом месяце была двойка.
Да, учительница очень удивилась, что у той, кто попал в тройку лидеров по числу прочитанных слов, ещё месяц назад чтение не просто хромало, ему ноги оторвало.
Вот такая вот история. Я очень благодарна строгости тогдашнего оценивания. Справедливую оценку не превратили в точку, не сказали "ну, пересдай потом как нибудь". А просто внесли в ведомости, заставив меня осознать реальность и что-то делать. Я явно давно уже была готова к этапу беглого чтения и с началом системных занятий количество мгновенно переросло в качество, открыв мне мир книжек.
А выводы из своего опыта мне пригодились, когда я учила читать своих детей. Но это уже совершенно другая история.