Найти в Дзене
Дом с детьми

Как я за месяц читать научилась

- А теперь, - сказала наша новенькая учительница классу, - Встаньте те, у кого в прошлом месяце по технике чтения была двойка.

Что делать, мне пришлось вставать вместе с остальными двоечниками.

- Оля, сядь, ты не дослышала. Не у кого была пятерка, а у кого была двойка! - заволновалась учительница.

Помню её удивлённо взметнувшиеся брови на мое обреченное:

- А у меня была двойка...

***

Я, как и многие советские дети, не помню, когда научилась читать. Видимо, в возрасте четырех лет, но этот момент у меня в памяти не отложился, мне тогда казалось, что я умела читать всегда.

Ну, как умела читать... Я уже писала, что настоящее чтение - это взять книгу и озвучить из нее текст. До этого мне было далеко. Но прочитать на кубиках "мама" и "кот" я вполне могла. Родители подступали ко мне с букварём старшей сестры, но системное чтение вызывало во мне крайне негативные эмоции. Я их и сейчас помню. Читать - трудно. При виде короткого, в общем-то, текста я впадала в панику и думала, что никогда не доберусь до конца. А когда таки одолевала его - лишь по картинкам понимала смысл прочитанного: потратив кучу усилий на слияние слогов, я уже не могла держать в голове прочитанные в течение урока слова.

Родители настаивали на ежедневном чтении, я рыдала; у нас сложилась классическая ситуация "делать уроки всей семьёй" за тридцать до того, как это стало мейнстримом.

Несравненный Вася Ложкин
Несравненный Вася Ложкин

Не удивлена, что вскоре родители отступились, решив, что мир в семье дороже прочитанного к пяти годам букваря. Минимум есть, понимание чтения есть, всему свое время, придет и беглое чтение. А пока папа просто читал вслух сам, показывая захватывающий и удивительный мир книжек. Поэтому хоть читать я и не любила, но вот книги любила очень.

Когда я пошла в первый класс - казалось, время пришло. По чтению у меня были пятерки. Не удивительно, конечно. Уж "мама мыла раму" я прочитать была способна. Половина ребят в классе читать не умели совсем, на их фоне умеющие читать смотрелись корифеями.

Но тексты в букваре становились сложнее, а мои навыки не прогрессировали. А с чего бы им прогрессировать, если чтения я продолжала избегать любыми способами. То, что в начале года было пятёркой, в конце стало четверкой с большущим минусом. А после лета, за которое я не взяла в руки ни одной книжки, превратилось даже не в тройку, а в самую настоящую двойку.

Хорошо помню этот момент: я шла домой и думала, что в такой прекрасный погожий денёк огорчаться невозможно, даже если у тебя двойка по технике чтения. День и впрямь был удивительный, теплый и по-осеннему прозрачный. Может быть именно погода не позволила мне впасть в панику.

Родители на мою первую в жизни двойку отреагировали тоже довольно сдержано. Мол, с чем тебя и поздравляем. Сама ведь понимаешь, что оценка совершенно заслуженная.

Я понимала. И, не смотря на хорошее настроение, понимала, что с этим надо что-то делать. А что надо делать, чтоб читать лучше? Детский вопрос, ответ был очевиден - тренироваться читать. Со вздохом я взяла прошлогоднюю "книгу для чтения" и открыла ее на последних текстах, до которых мы на уроках как-то не дошли. Читала родителям вслух. Когда через неделю книга кончилась, папа взял с полки другую. Мне тогда казалось - совершенно случайную, а потом я поняла, что ничего случайного в его выборе не было и быть не могло, потому что это были "Денискины рассказы" Драгунского.

Те самые
Те самые

Дочитывала я рассказы уже с вполне приличной скоростью, после чего начала книги глотать. А чего б их не глотать, когда читать вдруг стало легко, а папа подсовывает книги одна другой интереснее.

Самое смешное случилось через месяц. Наша учительница перешла работать в другую школу, а нам дали новенькую. В первую очередь она проверили технику чтения. Наверное, она была добросовестным человеком: могла ведь просто глянуть в предыдущую ведомость, но решила оценить лично, кто на что способен.

Я, разумеется, получила твердую пятерку. Но вот она, моя минутка позора:

- Встаньте те, у кого в прошлом месяце была двойка.

Да, учительница очень удивилась, что у той, кто попал в тройку лидеров по числу прочитанных слов, ещё месяц назад чтение не просто хромало, ему ноги оторвало.

Вот такая вот история. Я очень благодарна строгости тогдашнего оценивания. Справедливую оценку не превратили в точку, не сказали "ну, пересдай потом как нибудь". А просто внесли в ведомости, заставив меня осознать реальность и что-то делать. Я явно давно уже была готова к этапу беглого чтения и с началом системных занятий количество мгновенно переросло в качество, открыв мне мир книжек.

А выводы из своего опыта мне пригодились, когда я учила читать своих детей. Но это уже совершенно другая история.

Обучение чтению