Найти в Дзене
maya_vinbooks

Анастасия Князь о «Скитальце», писательстве, увлечениях и вдохновляющих людях.

С творчеством Анастасии Князь я познакомилась благодаря сборнику рассказов «Скиталец. Страшные сказки». Сегодня предлагаю вам узнать об авторе чуть больше.

Читайте в интервью:

— Как полученное образование помогает Анастасии в творчестве?

— Как возникла идея «Скитальца» и ждать ли продолжения?

— Пугают ли автора сравнения с «Ведьмаком»?

— Что для Анастасии значит писательство?

— Творческие планы автора.

— Анастасия, здравствуйте! Не так давно я познакомилась со сборником ваших историй – «Скиталец. Страшные сказки» и мне стало интересно, что за человек стоит за такими интересными произведениями. Расскажите немного о себе: на кого вы учились, кем работаете сейчас?

— Здравствуйте.

Знаете, я всегда теряюсь, когда нужно рассказать о себе и рассказываю примерно одно и то же. По первому образованию я специалист по рекламе, по второму - психолог. Это значит, что я могу сделать красивый рекламный баннер в фотошопе или объяснить, почему тот или иной человек поступает так или иначе. Как понимаете, и то, и другое очень помогает в писательстве - знания по первой специальности я использую в продвижении, знания по второй при написании книг. Однако ни по одной из них я не работаю, и это был осознанный выбор.

— Как вы начали свой писательский путь? Помните первое произведение, которое вы написали?

— Я выделяю два периода своего писательского пути: этап пробы пера и этап принятия, назовём их так. Первые свои законченные произведения я начала писать примерно в пятнадцать лет. Тогда я наткнулась в сети на коротенькие рассказы-притчи о любви и решила попробовать также. Плюс, я очень любила творчество и короткие рассказы А.П.Чехова, и пыталась подражать ему - это были очень “драматичные” зарисовки о безответной любви, о человеческом безразличии, о великой отечественной войне… Потом пробовала писать фанфики. Уже тогда мне хотелось стать писателем, но во мне жило убеждение, что этим нельзя заработать на жизнь и карьеру на этом не построишь. Поэтому (и из-за жизненных проблем) лет в девятнадцать я бросила писать вовсе.

Однако, желание всё-таки писать книги никуда не делось и не отпускало. На третьем курсе универа (спустя два-три года) я всё-таки призналась себе, что хочу быть писателем. Что-то во мне перещёлкнуло, и с того дня я строю свою жизнь, оглядываясь на эту цель. Тогда, всё для себя решив, я и начала свою писательскую карьеру. Всё, что написано после, уже не было просто развлечением для себя, а служило конкретной цели: чему-то научиться, что-то освоить, набить руку и найти свой жанр. Тогда же я начала учиться писательскому мастерству.

— Для вас писательство хобби или нечто большее?

с Нечто большее. Я хочу сделать это делом своей жизни, но пока, увы, не получается.

получается.

— Вы учились писательскому мастерству на курсах или методом проб и ошибок?

— Нечто третье. Решив стать писателем, я прочитала несметную гору книг и статей на эту тему: о владении словом, о редактуре, о сценарном мастерстве, а также книги по драматургии, проработке мира, созданию персонажей, советы по работе в том или ином жанре и т.д. и т.п. А ещё я изучала грамматику и стилистику буквально с нуля, ибо в школе у меня всегда была тройка по русскому языку, но я понимала, что если хочу стать писателем, то должна научиться писать грамотно. Все эти знания я тут же применяла на практике, пыталась их освоить, понять, как и почему это работает, подбирала, что мне подходит, а что нет, какие из этих правил действительно полезны, а какие нет, что нравится или не нравится читателям и лично мне. Писательскому и сценарному мастерству я продолжаю учиться и по сей день, даже “Скиталец”, будучи моей последней работой, очень многому меня научил. Но лучшими учителями я считаю и буду считать чтение и практику: пишите и читайте книги, которые вам нравятся, наблюдайте, что в них цепляет вас и почему, применяйте эти же приёмы в своих текстах, и тогда вы их освоите.

Касательно курсов, когда говорят о них, я всегда вспоминаю присказку, услышанную мной ещё в те времена, когда я только начала учиться писательству. Попросили как-то известного писателя провести курс для начинающих. И вот выходит он к своим студентам и говорит:

— Вы хотите стать писателями?

— Да!

— Тогда почему вы здесь, а не сидите дома и не пишите?

— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?

— Самое интересное - это сочинять историю и изучать матчасть. Я очень люблю как и процесс фантазии, когда ты просто сидишь и прокручиваешь картинки, будто фильм, в своей голове, решая или даже скорее наблюдая со стороны, куда же история пойдет дальше. Так и процесс сбора материалов, когда ты перелопачивать интернет в поисках нужной тебе информации. Последний пункт, на самом деле, очень вдохновляет. Читая статью о каких-нибудь грибах, которые будут упомянуты в абзаце вскользь, всегда можно наткнуться на какой-нибудь интересный факт, о котором ты и подумать не мог. И вот уже эта информация, будто разряд тока, заряжает фантазию и дарит новые идеи, которые хочется немедленно претворить в жизнь.

Самое трудное - лично для меня - это описания (будь то природа, обстановка в комнате, внешность персонажей или дизайн чудовищ - не важно) и экшен-сцены. Их необходимо очень детально продумывать, держа в уме множество мелких факторов, поэтому я всегда оставляю эти эпизоды в текстах напоследок. А ещё ведение писательского блога - необходимость выдавать какой-либо контент регулярно очень давит на меня, ибо времени катастрофически не хватает даже на писательство, а блог отнимает не меньше, а то и больше сил и времени.

— Как вам пришла идея «Скитальца»?

—“Всё началось в День Чёрного Солнца” - это была первая запись в моём блокноте, посвященная “Скитальцу”. Я сидела на работе, и думала о том, что хочу написать что-то в рамках своей собственной, авторской вселенной. Это желание я вынашивала уже не первый год, но и идей всё не было. Тогда я начала отталкиваться от того, что мне нравится, чего бы я хотела.

“Хочу что-нибудь в духе “Ведьмака”, но в атмосфере “Бладборна”” - подумала, и… всё завертелось. В голове пронеслись те самые строчки, появилась задумка мира, родилась концепция Проклятых. А уже дома я села записывать сюжет, который, по планам, должен стать основой для третьей книги.

— Легко ли создавались герои и их имена?

— Герои - да. Я очень редко придумываю и создаю персонажей заранее. Обычно я сначала записываю синопсис истории, а уже потом задаю вопрос “Каким должен быть персонаж, чтобы с ним могла случиться эта история, чтобы он действовал так, как мне нужно?” и персонаж придумывается исходя из этого. Чаще всего они рождаются по ходу повествования.

А вот имена - это моя личная боль. Мне очень сложно их придумывать, поэтому в черновиках многие герои у меня помечаются просто “(Имя)”, а уже потом, садясь за первый этап редактуры, я трачу какое-то время на то, чтобы придумать и подобрать имена своим героям. Выписываю на листок множество вариантов и выбираю то, что мне больше нравится по звучанию или смыслу.

-2

— Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?

— История была написана примерно за год: на первые три рассказа ушло около полугода, на редактуру одного из них (полное переписывание) и написание ещё двух ушло около четырёх месяцев. Всё потому, что это был период пандемии, я сидела дома и могла заниматься только книгой. Ещё несколько месяцев ушло на финальную редактуру… На самом деле редактирую я дольше, чем пишу.

Каких-то сложностей не было, разве что тот факт, что за время написания книги мой писательский уровень сильно вырос и разница между первыми и последними рассказами очень ощутима. Переписывать полностью мне не хотелось, но читатели эту разницу чувствуют и часто указывают мне на то, что эти истории слабее остальных.

— После выхода книги многие стали сравнивать ее с «Ведьмаком». Нравится ли это вам или скорее смущает или раздражает?

— Сравнение сравнению рознь. Наверное, я уже прошла все стадии принятия и просто смирилась. Отчасти, я понимаю и согласна с этими сравнениями, тем более, что книга действительно писалась под вдохновением от игр по “Ведьмаку”. Иногда это оказывается плюсом, когда поклонникам “Ведьмака” хочется прочесть нечто похожее на их любимую книгу. Наверное, дело в том, что я была готова к таким сравнениям. Порой я вижу, как сравнивают между собой книги, которые на мой личный взгляд ну совсем не похожи друг на друга. Читателям так легче, через ассоциации с уже знакомым, пробовать новое. Поэтому, мне кажется, даже не будь этой схожести с “Ведьмаком” книгу сравнивали бы с чем-то другим.

Но бывает, что эти сравнения весьма негативны. Обвинения в плагиате сыпятся постоянно и чаще всего от тех, кто не читал книгу, а судит лишь по обложке и аннотации. Но даже к ним я потихоньку привыкаю.

— Как я знаю, вы пишите только в короткой форме рассказов. А есть ли какие-то задумки для большого романа или приквела к «Скитальцу»?

— Нет, я пишу в разных формах. У меня есть и полноценные романы, и повести, и рассказы. Выбор формата определяет история, которую я хочу рассказать.

Как я говорила выше, изначальный сюжет для “Скитальца” я придумала иной - это была история для полноценного романа. Но уже на этапе продумывания я поняла, что чтобы она сработала, как нужно, читателя сначала необходимо познакомить с миром и героями, а не кидать его сразу же в гущу событий. Так и родилась идея начать со сборников коротких рассказов.
 Но в третьей книге я всё ещё планирую рассказать ту историю. А также же есть задумка для приквела, где будет рассказываться о самом Дне Чёрного солнца и Сумеречных летах - это тоже будет полноценный роман, с единым сюжетом. Ну, и у меня в закромах множество идей и задумок для других книг, уже вне мира “Скитальца”, которые по планам тоже должны быть в формате романов.

— Сейчас все большую популярность набирают авторские боксы и мерч. Не собираетесь ли вы делать что-то подобное по миру «Скитальца»?

— Мерч у книги есть, пусть и совсем немного - открытки, стикеры, планируем сделать ещё закладку и крафтовый чай. На полноценный бокс, пожалуй, не наберётся, но несколько приятных мелочей имеется.

Мне всегда казалось, что мерч нужен исключительно тем, кто уже прочитал книгу, влюбился в мир и героев и потому хочет получить в своё распоряжение что-то, связанное с ними. Открытки я делала исключительно с целью вручать их в подарок за покупку книги, на стикеры меня уговорили друзья. Другими словами, я не очень понимаю, работают ли подобные боксы для продвижения первой книги, которая ещё никому не известна и только-только набирает свою аудиторию. Мне всегда казалось, что мерч следует делать только тогда, когда книга уже имеет аудиторию и нужен он именно для этой самой аудитории, а не для блогеров.

Но я вполне допускаю, что могу ошибаться, ибо сама ещё не пробовала делать боксы и разнообразный мерч. Думаю, постепенно мы к этому придём, но скорее ради эксперимента, чтобы узнать, как же это работает.

— Поделитесь своими творческими планами. Что вы пишете сейчас?

— Сейчас я пишу вторую книгу в серии “Скиталец”. Для неё уже выбрано название - “Лживые предания” - и это также будет сборник рассказов. Сейчас готово три рассказа из пяти, и два из них выложены в сеть в свободном доступе.

После завершения “Скитальца” (минимум трёх книг) хочу взяться за ромфант, идею которого вынашиваю уже очень давно. Также подумываю отредактировать и издать один из своих старых романов про мага, который воспитывал двух дракончиков, но пока не представляю, когда это будет.

— Есть ли у вас писательские страхи?

— Да, думаю, как и у всех. Наверное, для меня самое пугающее - остаться неким середнячком, автором, которого читают, всё вроде нравится, но о его книгах тут же забывают после прочтения. То есть для меня самое страшное, это не зацепить читателя, оставить его равнодушным к прочитанной истории.

— Остается ли время на какие-то увлечения, кроме писательства?

— Хотелось бы сказать “нет”, но здравый смысл заставляет меня выделять в графике обязательное время на отдых и другие увлечения, чтобы не выгореть. Тогда я иду играть в игры, в частности сейчас я играю в Genshin Impact. А ещё я очень люблю смотреть кино, сериалы, аниме и научные программы. А вот на книги и комиксы времени совсем не остаётся, хотя я их очень люблю.

-3

— Дайте небольшую рекомендацию по вашим любимым книгам.

— Если называть именно книги, а не авторов (что значительно легче), то это “Унесённые ветром” М.Митчелл, “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского, “Гарри Поттер” Дж.Роулинг, “Песнь льда и пламени” Дж.Мартина, “Лолита” В.Набокова, “Мастер и Маргарита” М.А.Булгакова, “Кошки в доме” Д.Тови и “Мизери” С.Кинг.

— Любимые музыкальные исполнители?

— Сплин, Noize MC, Би-2. Когда начала писать “Скитальца” влюбилась в творчество polnalyubvi - многие рассказы писались под её треки.

— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли у вас друзья-авторы?

— Да, друзья-авторы у меня есть и я была бы рада, если бы их стало больше. Я не очень верю в авторскую конкуренцию, разве что только между очень похожими книгами одного жанра. Читателю ничто не мешает любит сразу несколько историй, став поклонником “Звёздных воин” ты не перестанешь быть поклонником “Гарри Поттера”, с литературой точно также, поэтому не считаю, что между авторами может быть хоть какая-то конкуренция. Только если вы оба пишите в одном жанре, на одну и ту же аудиторию, в похожем стиле… Но даже тогда есть шанс, что вы будете делать продажи друг другу, только потому что читатель, влюбившись в одну книгу, будет искать другие, похожие на неё. И придёт в итоге к тебе.

— Есть ли у вас люди, которые вас вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью вы восхищаетесь?

— Мне очень нравится, как пишет Дж.Мартин. Меня восхищает то, как подробно и детально он прорабатывает свои миры, вплоть до культуры и истории случайных городов, всего на одну главу промелькнувших в сюжете. Он даже прорабатывает фольклор своих вселенных, что для меня нечто невероятное. На самом деле я восхищаюсь всеми авторами, которые создают свои собственные миры, восхищаюсь теми, кто способен их детально продумать и проработать, создать нечто новое и оригинальное, придумать свой, неповторимый сеттинг. Будь то Толкиен, Мартин, Роулинг… Или Хадзимэ Исаяма (автор “Атаки Титанов”), Эйитиро Ода (“Ван Пис”), Кэнтаро Миура (“Берсерк”). Для меня это тот эталон, к которому стоит стремиться. Я так не умею, и пока ещё только учусь.