Пожилая женщина только после чистки выгребной ямы поняла, что мать всю жизнь говорила правду о богатстве.
Молодая женщина как-то заметила, что ее соседка стала в огород ходить справлять нужду
Не ее дело, конечно, но у нее маленькие дети гуляют на улице, а забор – одно слово, что забор, все видно. Не хотелось, чтобы дети заметили бабушку за этим занятием, неудобно как-то. И Людмила пошла к соседке, чтобы про между делом узнать, что да как. В тот момент она и не догадывалась, как ее жизнь изменится после этого разговора.
Елизавета Матвеевна жила одна, бабушке уже под 80, пока ходит, и на здоровье особо не жалуется. Но Людмила на всякий случай присматривала за ней, посильно помогала – деньгами не могла, но по дому что-то сделать, или по пути из магазина что-то захватить. Старушка добрая, всегда ее деток чем-то угощала. Они сдружились на фоне одиночества. Ведь сама Людмила тоже одна с детьми жила. В общем, выручали друг друга.
И в этот раз она тоже не стала закрывать глаза, не просто же так бабушка туалет на улице организовала.
И в результате женщина узнала, что у соседки что-то с выгребной ямой, вода не уходит
Она недавно откачала, а проблема все равно не решилась.
- Так вам просто почистить ее нужно, - догадалась Людмила. – Когда вы ее в последний раз чистили?
А бабушка и не в курсе, когда. Вообще об этом не думала. Вроде, в последний раз, еще когда мать была жива, лет 9 назад, а так – только откачивали регулярно. Видимо, в этом причина, а она и не подумала, что за этим нужно следить.
Как и многим одиноким людям в возрасте, Елизавете Матвеевне не ради кого было жить, она уже ждала своего часа, не особо занимаясь ремонтами и другими необходимыми для дома вещами. Считала, что обойдется, и так дотянет как-то до смерти.
Людмила была не согласна, она отогнала такие мысли от пожилой соседки. Сказала, что, когда помирать придет время никто не знает, а вот зима точно придет по плану, и ходить на улицу – не дело. Молодая женщина сама побеспокоилась о том, чтобы бабушке вычистили яму – вызвала ассенизаторов.
Не предполагала Елизавета Матвеевна, что этот процесс пойдет не по плану
Понимала, что дело не быстрое, еще и приехавшие ассенизаторы ругали бабушку, что чистит яму редко, нужно хотя бы каждые 4 года. Но в итоге мужчины застряли у нее на несколько часов, потому что яма оказалась с сюрпризом.
Бабушка периодически проверяла, не закончили ли еще. И наконец, работники сказали, что остался последний штрих, и можно уезжать. Но в самый последний момент, когда показалось дно, мужчины озадачились.
В сливной яме был какой-то металлический контейнер с замком. Ему там вероятно не место, он мешает пропускать жидкие массы. Ассенизаторы решили его вытащить. Но к их удивлению, он был намертво забетонирован. Это было странно, и они позвали хозяйку, чтобы она сказала, что делать.
Елизавета Матвеевна понятия не имела, что это за коробка в яме. Может, такая конструкция, она не в курсе, никогда туда не лазила. Дом строили родители ее матери, и все коммуникации к нему тоже при них делали.
Решили, раз вытащить не получается, нужно открыть коробку, чтобы посмотреть, что внутри
Сбили замок, открыли, и обалдели от такой находки. У старушки тоже глаза округлились.
Мужчины удивленно обернулись к ней и вопросительно на нее посмотрели. Елизавета Матвеевна, уже думала, что сейчас ее прикончат, чтобы клад забрать.
Но мужчины оказались порядочными. Наоборот, строго настрого сказали бабушке об этом не распространяться, а то охотников на золото всегда было много. Они помогли перетащить пакет с золотыми монетами в дом и закончили с ямой.
Но раз такое дело, то от чая не отказались, очень интересно мужчинам было, откуда у бабульки столько золота. Поняли, что раз дом отстроен на пустом месте ее предками, то это ее семейные богатства.
Елизавета Матвеевна уже сообразила, что к чему
Начала вспоминать свою жизнь и на глаза слезы навернулись. Никогда не думала, что рассказы матери – это правда. А знала бы, наверняка не так бы жизнь сложилась.
И поведала старушка печальную историю своей семьи.
Она еще не родилась, когда это началось. Только по рассказам матери знает, что ее семью раскулачили. Прадеда, вроде, убили завистливые соседи, а мать и ее родители убежали.
Времена были тяжелые – кто-то все потерял, а кто-то радовался несчастью других. Семья Елизаветы Матвеевны относилась к первым. Признали их кулаками, и люди самосуд сделали, чтобы отомстить ненавистным богачам. В итоге у ее родни получилось, что они, образно говоря, из князей в грязь попали.
Убежали подальше, где их никто не знал
Бабка с дедом по новой начали строить жизнь. Благо, дед умный был, бухгалтерию вел. Сами дом на пустом месте по своему проекту отстроили, копили, и рабочим платили. Дочь отправили в институт на лингвистический. Но сами они недолго прожили, сказался стресс, видать.
Елизавета Матвеевна бабушку с дедушкой практически не помнит. А мать о тех временах редко когда рассказывала, неприятно ей было вспоминать. И заботы были другие. Семья была, прокормить всех нужно. Отца не любила, как потом поняла Елизавета Матвеевна. Просто нашла защиту, чтоб не одной быть. Родители болели, и она понимала, что скоро у нее никого не будет, нашла более-менее подходящего мужчину, и они поженились.
Батя Елизаветы Матвеевны был простым трудягой, без манер, в выражениях не стеснялся. А мама у нее изящная, осанку держала, книжки любила читать, чай неспеша потягивала, книжные листы перелистывая. Классиков цитировала, стихи иногда по теме вспоминала. Иногда прижимала к себе дочку, и говорила, Лизавета, знай себе цену, ты же королевских кровей. Приятно Лизе было, старалась копировать поведение матери, ведь она выделялась среди других.
Мать с отцом – как небо и земля
Но жили вместе, потому что так положено. Развод не поощрялся. Они и не хотели, наверное, каждому удобно было. Отец не мешал матери в театры ходить, а она не ругалась, когда муж с коллегами задерживался и приходил подвыпивший. Все было в меру, и то хорошо.
Потом, уже повзрослевшая Елизавета Матвеевна поняла, что не все хорошо. Мать постоянно чего-то боялась, считала, что за ней следят, и все хотят отобрать. Хотя что там отбирать? Не такие уж они и зажиточные. Но мать пугала свою дочь, что все золото отберут коммунисты. Елизавета Матвеевна в то время не воспринимала это всерьез.
Потом замуж вышла, с мужем жили отдельно, сын родился. Отец на пенсию вышел, и запил, не долго протянул, печень не выдержала. Сначала Елизавета Матвеевна просто навещала мать, а потом стала замечать, что у мамы проблемы с психикой начались.
Поначалу она забывала какие-то вещи, потом ее мания преследования усугубилась. В старости у нее окончательно крыша поехала. Из дому не выходила, баррикадировалась там, все отключала, потому что боялась прослушки, костер в комнате разводила, чтобы еду готовить.
Когда стало ясно, что оставлять ее одну опасно, семья дочери переехала к ней
И начались тяжелые будни в доме со слабоумным человеком. Сыну было 7 лет, им нужно заниматься, а он наблюдает за больной бабкой, которая хуже малого дитя. Потом мать зятя во всем начала подозревать, говорила дочери, что он хочет все украсть.
Твердила, что все охотятся за нашим золотом. Елизавета Матвеевна думала, что это отголоски прошлого, настолько это раскулачивание ударило по психике, что нервы матери не выдержали. Конечно, ни о каком золоте дочь не думала всерьез. Убеждала мать, что оно надежно спрятано.
- Конечно, надежно, - как-то сказала мать. – Я же знала, что коммуняки придут за ним. Им все мало.
- Вот и отлично, тогда не переживай о золоте, - успокоила мать Елизавета Матвеевна.
Но мать через минуту уже забывала о разговоре, и снова ту же песню пела. И если бы только в золоте проблема была, но и пакостничала она. В итоге муж не выдержал, и бросил Елизавету Матвеевну. Устал жить с бабкой с деменцией.
Сына тоже из этого дома ужасов забрал. Сказал, что мальчику на такое смотреть нельзя. Испорченная психика будет.
Не думала Елизавета Матвеевна, что насовсем сына забирают
Поначалу общались, приезжал в гости, а потом стал отказываться, и ругаться с матерью. Только озвучивал свои пожелания, что ему купить нужно, чтобы он приехал.
Поняла мать, что муж настраивает сына против нее. Но ничего изменить не могла, она не имеет права бросить мать. Так 9 лет промучилась с мамой, и навсегда потеряла сына.
Муж второй раз женился, сын от первого брака был для него на втором месте, парню теперь и с отцом ему было не очень хорошо, и к матери не хотел. Но деньги просил регулярно. То институт, то помочь до зарплаты. В конце концов мать сказала, хватит. У нее небольшая пенсия, сама еле тянет. Сын редко когда о ней вспоминал, а когда вспоминал, то лучше бы и не вспоминал. Приходил, чтобы забрать пенсию. К счастью, потом он нашел женщину и переехал к ней в другой город. Теперь мать не терроризировал.
Сколько лет прошло, сколько воды утекло с тех пор
И вот теперь Елизавета Матвеевна узнала, что мать о золоте не зря вспоминала. Еще пожилая женщина помнит, что мать что- то про сливную яму говорила, что это настоящее богатство, хорошо, что ее выкопали. Но дочь думала, что это в переносном смысле – жили, наверное, в деревне, там туалет только на улице был.
А у матери действительно было богатство, но она его спрятала. Все боялась, что отберут – и сама всю жизнь в страхе прожила, и другие мучались.
- Хотя, что бы по большому счету изменили эти золотые монеты? – вздохнула пожилая женщина. – От судьбы не уйдешь.
- Вы хоть на старости поживите себе в удовольствие, - порекомендовали мужчины, благодаря которым это богатство и нашлось.
Ассенизаторы ушли, а пожилая женщина была в таком шоке, что даже поблагодарить их забыла. Она все еще не верила, что у нее дома такое богатство. Потом пришла в себя, засуетилась, страшно стало, вдруг кто-то узнает. Хотя мужчины сказали, что никому не расскажут, чтобы бабушку обезопасить, но мало ли.
Елизавета Матвеевна решила не рисковать
Зачем ей такие проблемы на старости? Жить в страхе, как мать, не хотела. И она все сделала по закону. Ее клад культурной ценности не представлял, и получилось, что она стала обладательницей приличной суммы, которую, конечно, никому не разглашала. Счастье любит тишину, и она не высовывалась.
Тех мужчин она потом хорошо отблагодарила. С остальными деньгами тоже уже знала, что сделает. Ей самой они и не нужны, путешествовать она не любила, все необходимое у нее имелось, в остальном пенсии хватает, жить можно.
А вот у соседской молодой женщины дела совсем не радужно обстоят. Трое деток, муж бросил, поселилась в ветхом заброшенном доме, который хозяева за чисто символическую сумму продали ей. Там участок маленький, халупу бы разобрать и отстроить новый, но уйдет много денег.
Людмила, несмотря на бедность, всегда старалась помочь бабушке, и в ответ ничего не спрашивала. Она ведь росла сиротой, и соседку считала своей семьей. Елизавета Матвеевна, которая тоже на старости лет осталась одна, была рада общению с этой приятной женщиной. К сожалению, раньше у нее не было возможности сильно помогать, только деткам какую-то ерунду, но теперь она могла сделать молодой женщине дорогой подарок.
Пожилая соседка предложила Людмиле отстроить ее дом
- Вы что, Елизавета Матвеевна! – испугалась Людмила. – Такие деньжища нам с роду не насобирать, - сказала она.
- А зачем их собирать, если уже все собрано до нас, только работников нужно найти? – загадочно улыбнулась бабушка.
Людмила отказывалась от такого щедрого подарка, не верила, что Елизавета Матвеевна может себе это позволить, еще и для постороннего человека. Но пожилая женщина сказала, что Людмила для нее почти семья, а отказываться – неблагоразумно, о детях нужно думать, а не скромничать.
В итоге, вскоре у молодой семьи был просторный дом, где у каждого ребенка появилась своя комната.
Елизавета Матвеевна была рада помочь доброму человеку, пусть и не родному. Сыну помогать не хотела, он ей ничего хорошего в жизни не сделал. Хотя тоже без ничего не останется, дом пусть ему по наследству перейдет. Все равно живой мать ему не нужна.
Пусть накопления предков не сделали их счастливыми, но помогли хорошим людям. Ничего не пропадает зря, обнаружилось все в нужное время, так детки встретят зиму в теплом доме.
И свое хобби Елизавета Матвеевна не забыла. Она с пенсии какие-то копейки местному приюту для животных перечисляла. Теперь появилась возможность ощутимее помочь. В этом была большая польза, чем хранить свои сокровища непонятно для чего и всю жизнь оглядываться.