Найти тему
droneKRR

Речфлот исчез с реки Кубань. Что случилось на сей раз?

Судоходство на Кубани началось 16 марта 1859 года.

В этот день войсковой пароход отошел в свой первый рейс от от устья у Темрюка и преодолел по реке Кубань 360 верст до станицы Тифлисской.

-2

В прошлом веке никому не приходило в голову, что речной транспорт не нужен или не выгоден. Речфлот был составной частью единой транспортной системы, а работа на реке была почетной и уважаемой.

в Кубанском речном пароходстве эксплуатировались три судна Ракета.
в Кубанском речном пароходстве эксплуатировались три судна Ракета.

Советский период с конца пятидесятых до середины девяностых был самым насыщенным и оживленным. Суда по Кубани ходили непрерывно. Баржи с толкачами, самоходные суда, огромный флот пассажирских теплоходов, в том числе и суда на подводных крыльях.

Восход в конце 80-х возил дачников из Краснодара на Елизаветинские дачи
Восход в конце 80-х возил дачников из Краснодара на Елизаветинские дачи

По маршруту Краснодар-Севастополь - три раза в неделю ходили суда на подводных крыльях. Мощный парк пассажирских теплоходов обеспечивал регулярные перевозки на линиях, переправы и экскурсионные маршруты.

Краснодар, Кубанская набережная, 1980 г:  Слева теплоход Братья Степановы, далее два теплохода проекта Москва.  Справа попал в кадр катер ПС-45, переправлявший дачников на другой берег Кубани
Краснодар, Кубанская набережная, 1980 г: Слева теплоход Братья Степановы, далее два теплохода проекта Москва. Справа попал в кадр катер ПС-45, переправлявший дачников на другой берег Кубани

При кубанском речном пароходстве было и Речное училище СПТУ-38 , готовившее судоводителей и мотористов для речного флота.

Теплоход Братья Степановы (проект ВТУ 331 ,постр.1959 г.) ,ходил из Краснодара в Темрюк. Утилизирован в 2003 году.
Теплоход Братья Степановы (проект ВТУ 331 ,постр.1959 г.) ,ходил из Краснодара в Темрюк. Утилизирован в 2003 году.

Земснаряды поддерживали в порядке фарватер.

2006 год. земснаряд приводит в порядок русло реки Кубани у ЮМР
2006 год. земснаряд приводит в порядок русло реки Кубани у ЮМР

Земснаряд работает у Яблоновского моста
Земснаряд работает у Яблоновского моста
Теплоход проекта ВТУ 331 Петр Гаврилов ходил от Краснодара в Темрюк. Сгорел во время зимней стоянки.
Теплоход проекта ВТУ 331 Петр Гаврилов ходил от Краснодара в Темрюк. Сгорел во время зимней стоянки.

-11

На реке Кубань лишь в черте Краснодара работало три речных порта:

  • в Затоне у парка 30-летия Победы,
  • грузовой порт в районе улицы Вишняковой,
  • возле водохранилища на старом русле - Путейский порт.
на месте речного порта на ул. Вишняковой Кубанским речным пароходством построен жилой комплекс Радонеж. фото из альбома Большой 360-фототур над Краснодаром - ссылка в конце текста
на месте речного порта на ул. Вишняковой Кубанским речным пароходством построен жилой комплекс Радонеж. фото из альбома Большой 360-фототур над Краснодаром - ссылка в конце текста

Два порта ликвидированы, на их месте построены жилые комплексы. Остался лишь Путейский у водохранилища

2020 год. Путейский порт у водохранилища
2020 год. Путейский порт у водохранилища

А в середине 80-х годов 20 века флот кубанского речного пароходства намыл песчаную площадку под Юбилейный микрорайон (ЮМР) в Краснодаре. Здесь сейчас живут около 100 тысяч жителей.

ЮМР (Краснодар) стоит на площадке, сформированной флотом кубанского пароходства
ЮМР (Краснодар) стоит на площадке, сформированной флотом кубанского пароходства
доставка генератора для реконструкции Краснодарской ТЭЦ из порта Темрюк по реке Кубань до Краснодара.
доставка генератора для реконструкции Краснодарской ТЭЦ из порта Темрюк по реке Кубань до Краснодара.

В начале 2010-х пароходство ежегодно переваливало до 10 млн. тонн самых разных грузов. Всё работало!

Ещё в начале 2010-х движение на реке было очень оживленным.
Ещё в начале 2010-х движение на реке было очень оживленным.

Год 2020-й стал первым в нынешней истории годом, когда на реке Кубань не было замечено ни одного судна (лодки не в счет).

Чуть полистав историю судоходства на реке Кубань обнаружил, что это далеко не первый период, когда судоходство исчезало полностью. В 19-м и 20-х веках были периоды. когда по три-пять лет на реке также не было ни судоходства. Причины тогда были разные - то мелела река, то банкротилась судоходная компания, то исчезала потребность в перевозках.

Что случилось в речфлотом на сей раз?

Окна моей квартиры выходят на фарватер. В прежние годы удалось сделать фотоальбом судов, ходивших по реке Кубань :

Вот такой же теплоход проекта ВТУ 331 под именем Петр Гаврилов ходил от Краснодара в Темрюк - удалось попутешествовать на День изобретателя, когда работал на ЗИПе. Теплоход сгорел во время зимней стоянки.
Вот такой же теплоход проекта ВТУ 331 под именем Петр Гаврилов ходил от Краснодара в Темрюк - удалось попутешествовать на День изобретателя, когда работал на ЗИПе. Теплоход сгорел во время зимней стоянки.

Во второй половине 90-х речной флот стал усыхать. Исчезли более-менее приличные суда, радовавшие глаз. Вытащили на берег СПК Ракета - долго стояло памятником у Тургеневского моста.

-18

На месте речного вокзала и затона построили небоскребы - жилой комплекс Адмирал.

Теплоход Кубань. Когда он появился на реке в начале 2000-х у всех затеплилась надежда на скорое возрождение флота.

теплоход Кубань появился на реке в начале 2000-х.
теплоход Кубань появился на реке в начале 2000-х.

Толкачи с баржами ходили непрерывно - работа на Кубани шла днём ночью. Дольше всех держались толкачи с баржами для перевозки песка и песчано-гравийной смеси (ПГС).

-20

Река и речфот были основным перевозчиком этих тяжелых и всегда необходимых грузов для строительства домов и дорог. В те времена речфлот доставлял песок и ПГС на свои базы в разных точках реки. А уже оттуда они короткими маршрутами разводились по потребителям. А у нас на дорогах не было этих страшных летящих 25-тонных самосвалов, непрерывно снующих от Белореченска в Краснодар. Всё, что тяжелее 5 тонн, отправлялось по реке.

Судоходный ход поддерживался в рабочем состоянии. Регулярно наблюдал, как в начале и в конце навигации буксиры тащили по Кубани мимо наших окон земснаряды с длиннющими прицепами.

Земснаряд работает вечером у ЮМР
Земснаряд работает вечером у ЮМР
Земснаряд работает вечером у ЮМР
Земснаряд работает вечером у ЮМР

В 2006-м в новостях несколько раз мелькнули сообщения о каких-то планах восстановления речфлота и судоходства - наш тогдашний губернатор Ткачев указал на необходимость восстановления речного транспорта на реке Кубань - он самый выгодный и позволит сэкономить огромные деньги на ремонт автомобильных дорог, которые тогда вдруг стали разбиваться и раздавливаться 30-тонными самосвалами с ПГС, щебнем и песком. Всем известно, что перевозка по реке в пять раз дешевле железнодорожной и в два-три раза -  сухопутной. Как раз в те годы начался строительный бум и резко возросла потребность в инертных материалах, добываемых в дельте рек Лаба, Белая и Кубань.

Вроде бы была программа, смета, и настрой восстановить кубанский речфлот. Но ничего никто не сделал.

А в 2014-м в новостях была уже другая новость - об уголовных делах на руководство Кубанского пароходства. Что-то они сделали не так. Или кто-то решил избавиться от мощного конкурента. И тогда мелькнула мысль - Всё!!! Нашему речфлоту пришел конец, да и судоходству на нашей речке тоже.

-23

Так и получилось. Ещё в 2016-м, как и все года ранее, начало навигации мы определяли по появлению у ЮМР пристани. По весне ее пригоняли и устанавливали у Рождественского парка. Рядом висело расписание прогулок по речке. К пристани швартовались проходящие мимо по делам суда. Это было во всех отношениях удобное место. А, как только пристань убирали, все знали - навигация завершилась.

Река Кубань.  РТ-306 у пристани Юбилейный в Краснодаре. Последний раз пристань устанавливали в навигацию 2016-го
Река Кубань. РТ-306 у пристани Юбилейный в Краснодаре. Последний раз пристань устанавливали в навигацию 2016-го

Весной 2017-го я не уже увидел пристань в Юбилейном. А движение по Кубани толкачей с баржами более напоминало не рабочую суету, а что-то завершающее - редко, не регулярно, без груза или вообще без баржи проходили толкачи-буксиры.

-25

Вниз по реке с рассветом уходили и уже не возвращались то толкачи, то бывшие служебные катера.

рассветный час - вниз по течению уходит навсегда катер, проданный кому-то далеко отсюда
рассветный час - вниз по течению уходит навсегда катер, проданный кому-то далеко отсюда

В 2017-м земснаряд вверх по Кубани тянули уже не толкачи-буксиры, как это бывало ранее, а пара гидрологических катеров. У которых вроде бы совсем иные задачи:

В 2018-м на река опустела вовсе - были замечены лишь эта пара гидрологических катеров, да пара прогулочных катеров Дон(проект 544 Москвич) и Кубань (проект Р-51 Москва) :

У причалов в районе Затона - справа теплоход Дон(проект 544 Москвич) и Кубань (проект Р-51 Москва) :
У причалов в районе Затона - справа теплоход Дон(проект 544 Москвич) и Кубань (проект Р-51 Москва) :
-28
гидрологический катер, расставляющий бакены на судоходному ходу.
гидрологический катер, расставляющий бакены на судоходному ходу.

А вот на этом, с именем Дон(проект 544 Москвич), так и не удалось покататься. Последний раз его видели на фарватере в 2019-м.

Теплоход Дон
Теплоход Дон

Как-то спросил на кассе у затона:- Где же Дон? На что кассир ответила, что ему 65 лет и он уже не ходок....

В 2019-м году теплоход Дон в последний раз возит пассажиров.
В 2019-м году теплоход Дон в последний раз возит пассажиров.

В 2023 году по реке бакены расставили. Запустили теплоход Кубань катать отдыхающих от Затона до ЮМР и обратно. На том все и завершилось - более никаких судов на Кубани нет. Мне, правда, говорили - видели одинокий толкач - шёл в июне вверх по Кубани у Тургеневского моста . Но я не видел ни одного.

Нынешняя база кубанского речного  пароходства
Нынешняя база кубанского речного пароходства
дебаркадер-7 в порту
дебаркадер-7 в порту

Нынешняя база Кубанского речного пароходства.

буксир-толкач БТ-61 на берегу вместе с баржей Ш-11 в ожидании разделки на металл 2015 год
буксир-толкач БТ-61 на берегу вместе с баржей Ш-11 в ожидании разделки на металл 2015 год

* * *

* * *

фото и видео автора, фото из альбома

Большой 360-фототур над Краснодаром

и фото из свободных источников

теплоход Кубань в праздничном наряде
теплоход Кубань в праздничном наряде

P.S. 18 ноября замечен БТ-73, который на буксире вверх по реке Кубань тащил мимо ЮМР длинный земснаряд:

Реки
5652 интересуются