601 подписчик

Пять лет — пять пивотов. Как мы пережили разработку своего продукта для геймификации обучения

Мы в Center-Game с 2012 года объединяем игровой подход с обучением. Сначала делали game-based learning: деловые игры и бизнес-симуляторы. Но в 2018-м мы зашли на территорию корпоративного онлайн-обучения.

Мы в Center-Game с 2012 года объединяем игровой подход с обучением. Сначала делали game-based learning: деловые игры и бизнес-симуляторы.

Обычно онлайн-обучение — это однотипные плееры контента в LMS. В корпоративной среде это приводит к тому, что сложно удерживать внимание людей: у них всегда есть дела поважнее, а отношение к обучению — как к скучной обязаловке.

Мы хотели сделать корпобучение увлекательным — хотя бы на уровне опыта пользователя в LMS. И использовать для этого подходы из видеоигр.

Расскажу, почему на это потребовалось 5 лет, как менялся наш подход и продукт, и что из этого в итоге вышло.

2018 год. Делаем кастомные проекты: долго, дорого, сложно

Контекст. Всё началось тандемом с Teachbase. У них была одна из лучших LMS на российском рынке, а мы делали для неё игровую оболочку. Получались уникальные проекты с 3–4 модулями геймификации.

  • Карта курса. Центральный и самый кастомный элемент, в ней разворачивается игровой мир. Она помогает увидеть весь путь обучения и контрольные точки, через метафору — донести ценность.
  • Награды. Поощрения за образовательные достижения: процент прохождения, регулярность, место в рейтинге.
  • Рейтинг. Мотивация для тех, кто любит соревноваться с коллегами. Учишься → получаешь баллы → поднимаешься в рейтинге → получаешь привилегии.

Каждый проект мы делали с нуля, на разработку уходило много ресурсов дизайнеров, сценаристов и разработчиков.

✅ Каждый проект уникальный: с разными дизайнами карт, сюжетами, функционалом.

✅ История больше вовлекает, когда сделана специально под внутрянку компании.

✅ Карта наглядно показывает пользовательский путь и втягивает пользователя в свою историю.

❌ Каждый проект уникальный: долгий и дорогой. Иногда это проблема и для нас, и для клиентов.

❌ Система обучения могла состоять из трёх интеграций: платформы клиента, LMS Teachbase и нашего портала с геймификацией.

2019 год. Унифицируем некоторые решения, всё ещё делаем кастомные проекты

Контекст. Чтобы упростить производство, провели исследование, чтобы унифицировать функционал под запросы ЦА. Мы поняли, что людям важно видеть разные параметры своего пути в обучении: прогресс, полученные баллы и награды, обновления обучения. В играх и сервисах эту функцию выполняют дашборды — мы тоже сделали центром системы дашборд с 6 модулями:

  • карта
  • личный и командный рейтинг
  • награды
  • шкала прогресса
  • обновления и уведомления
  • быстрый переход к текущему курсу

Состав дашборда по блокам подбирается под конкретный проект и задачи заказчика. Дизайн, нарратив, карты, стилистика остаются кастомными.

✅ Каждый проект всё ещё уникальный, но более простой в техническом исполнении — не нужно делать всё с нуля.

✅ Преимущества дашбордов: мы привыкли видеть информацию в сокращённом «плиточном» виде — в календаре, ноушене, таск-менеджерах.

❌ На кастомизацию дизайна, нарратива, карт и стилистики всё ещё уходит много ресурсов, проекты получаются дорогими.

2020. Делаем первую версию продукта и… лажаем

Контекст. Хотим полностью уйти от проектного подхода в продуктовый: сделать решение «из коробки»: купил, настроил дашборд, запустил. При этом хотим сохранить нарративный подход — чтобы обучение рассказывало историю через дизайн и системные диалоговые окна.

Нужно было решить, какую историю будет рассказывать продукт. Было три варианта:

  • Космос. Экспедиция по изучению новой солнечной системы, метафора обучения как покорения планет.
  • Путешествие. Поиск сокровищ по карте — в духе пиратов и игр Uncharted. Метафора обучения как приключения, а его результатов — как сокровища.
  • Абстракция. Визуальный нарратив без конкретных образов и сюжетов: сборка паззла, строительство башни из фигур и т. п.

Тут мы облажались. Провели исследование на маленькой выборке лояльных клиентов и только с мудбордами — досками с иллюстрациями, которые передают настроение и общую картину. Делать даже черновые дизайны и прототипы не стали. По итогам исследования победил вариант космоса, для которого сделали дизайн и сюжет.

Параллельно разработали ИТ-часть для простой настройки продукта.

Ошибку поняли, когда пошли в продажи. Космическая тема оказалась вообще не универсальным решением: 7/10 компаний сразу говорили, что такое оформление не вяжется ни с их контентом, ни с корпоративным стилем, ни с культурой.

✅ Сделали функциональную основу продукта, придумали, как быстро настраивать и разворачивать ИТ-часть у клиента.

❌ Универсального продукта не получилось.

2021. Готовимся ко второй версии продукта и всё замораживаем

Контекст. Мы поняли, что нарратив должен быть не сюжетным: нужно строить его на универсальных визуальных образах. Решили начать «с нуля» и собрали три идеи:

  • Восхождение в гору. Пользователь поднимается в гору, а курсы — это контрольные точки на его пути. В конце — главное Знание.
  • Сеть знаний. Большое знание собирается по кусочкам, пользователь связывает разные блоки знаний в большую сеть.
  • Опять космос. Потому что нужна контрольная группа, а ещё нельзя просто взять и перестать наступать на эти грабли 🙂

Потенциально каждый дизайн планируем делать гибким: чтобы настраивать цветовую схему под компанию-заказчика.

Мы подготовили новое исследование, сделали для него лендинг, разработали прототипы для прохождения и… заморозили продукт на уровне компании.

✅ Придумали гибкие нарративы, которые легко кастомизировать без участия ИТ: на уровне цветовой схемы, количества точек на карте, дизайна наград.

❌ Встаёт вопрос, а то ли мы вообще делаем?

2021. Пересобираемся, делаем MVP и наконец запускаем его в работу

Контекст. Перед нами возникла разработческая развилка. С одной стороны, мы думали дорабатывать варианты нарратива для универсального решения. С другой, у нас появляются запросы на образовательные платформы с простой LMS, но без дополнительных интеграций.

Мы решили «на коленке» сделать MVP — свою LMS — и вокруг неё постепенно наращивать модули геймификации. За полгода сделали главный функцонал:

  • Плеер курсов. Интуитивно понятный интерфейс, в котором участники проходят обучение с мобильных и десктопных устройств.
  • Конструктор курсов. Курсы собираются из презентаций, видео и дополнительных материалов любых видов. Ещё их можно объединить в большие программы и назначить разным группам сотрудников.
  • Конструктор тестов. С одним, несколькими и развёрнутыми ответами.
  • Статистика. Минимальный набор данных, чтобы модератор мог оценить, как участники проходят обучение.
  • Конструктор сертификатов. Можно выбрать подложку и шрифт, а остальные данные подставятся автоматически.

Этот вариант продукта мы запустили под названием LERA. Он живёт, работает, заказчики довольны. Попробуйте запустить свой курс в бесплатной версии →

✅ Полностью автономный продукт, команда работает только над улучшениями.

❌ Пока в продукте нет полной геймификации, но мы планируем постепенно внедрить все модули, которые делали раньше.

2022. Интегрируем нашу LMS в другие кастомные проекты

К нам обратился Российский Красный Крест, чтобы мы разработали цифровую академию. Для неё нужна была простая LMS — и мы предложили интегрировать свою. Взяли весь функционал и адаптировали его под дизайн Красного Креста.

Получилась вин-вин ситуация: у пользователей был понятный интерфейс, у Красного Креста — простая админка, а мы использовали свою разработку и сэкономили ресурсы.

История закольцевалась. Мы начинали с кастомных проектов и хотели сделать универсальный продукт, а когда сделали продукт — стали использовать его в кастомных проектах. Бывает и так.

✅ Научились переиспользовать готовые решения в кастомных проектах.

✅ Таким образом даём дополнительную ценность клиентам.

Чему может научить такая история продуктовой разработки

  • Исследования — всему голова. Если пренебрегать ими или делать на скорую руку, есть риск сделать продукт, который никому не нужен.
  • Сразу делать продукт целиком — тоже нормально, но долго, дорого и не факт, что взлетит. Если есть сомнения, лучше начать с MVP и наращивать вокруг него доп. функционал.
  • Не всегда выбор стоит между продуктами и проектами. Можно совмещать и даже использовать продукты в проектах. Так — тоже нормально.
  • Интерактивные карты, дашборды и геймификация в онлайн-обучении работают. Они помогают удерживать внимание пользователей, погружают в свою историю.