Найти тему
Пограничный контроль

Зло, отнимающее у тебя все. Сериал «Бюро легенд»

Французский драматический сериал «Бюро легенд» (2015–2020), снятый в жанре политического триллера, принято сравнивать с культовой американской сагой «Родина» («Homeland»), который, в свою очередь, является ремейком израильского сериала «Военнопленные». Общего там действительно много, главным образом, благодаря главной «шпионской» теме и линии главного героя – нестандартного, не вполне вписывающегося в систему сотрудника секретных служб, который благодаря этим качествам и становится наиболее эффективным борцом со злом.

Помимо этого, при просмотре «Бюро легенд» то и дело ловишь и другие флешбеки, напоминающие о приключениях Кэрри Мэтисон. Что немудрено, так как в обоих сериалах герои борются со злом, сосредоточенным преимущественно на Ближнем Востоке, как, собственно, в 2010-ые годы и было. У Кэрри действие происходило, в основном, в Иране, Пакистане и Афганистане, а французский спецагент под прикрытием Гийом Дебайи сосредоточен на Сирии – с точки зрения пейзажей разница не слишком большая, поэтому у сериалов много общего и в сугубо визуальном плане.

Вместе с тем у них очень много и отличий – прежде всего, в том, что французы, конечно, гораздо глубже, чем американцы, проникают в психологию персонажей, причем даже очень второстепенных. И они явно куда лучше, чем американцы, понимают нас и Россию в целом, которая в «Бюро легенд» показана куда ярче, объемнее и достовернее, чем в «Родине» и совершенно в этом смысле лубочном «Убивая Еву».

Россия здесь даже намного более правдоподобна, чем в «Берлинской резидентуре», которую я в свое время за это хвалила. Достигается же этот эффект, несомненно, благодаря съемкам непосредственно в самой Москве, чего американцы не рискнули делать, а еще тем, что в сериале задействовали и хороших российских актеров, включая известную нам по сериалу «Эпидемия» Марьяну Спивак. Есть там, конечно, и пара довольно курьезных ляпов, вроде чая из стаканов с подстаканниками и самовара на обычной московской кухне. Но благодаря абсолютно полному погружению в российскую реальность эти ляпы выглядят – да, скорее всего, и являются – нарочитыми, как будто специально введенными насмешливыми французами, чтобы подчеркнуть откровенную сюрреалистичность этой самой нашей реальности.

И, конечно, в «Бюро легенд» намного страшнее, жестче и бескомпромиссней показано зло – и то, что борьба с ним на самом деле требует принесения в жертву абсолютно всего. Вступив на путь этой борьбы, ты в конечном итоге просто теряешь свою семью, своих друзей, свою любовь и в целом всю свою жизнь. Единственное, что остается – чистый сгусток энергии, в который ты в итоге превращаешься, борясь со злом, и эта энергия и является сосредоточением всего, что может, наконец, это кошмарное и могучее зло победить.

Смотреть за тем, как это происходит, необыкновенно захватывающе и при этом невероятно мучительно. Прошло уже несколько лет, а я до сих пор вздрагиваю от ужаса, когда вспоминаю финальную серию «Бюро» - ничего подобного до этого я в сериалах еще никогда не видела. Тут надо, конечно, отдать должное и совершенно гениальному Матье Кассовицу, исполняющему главную роль, который протянул эту линию своего персонажа со всеми его личностными и психологическими метаморфозами на протяжении всех пяти сезонов.

Потому что главные вопросы, на который пытается ответить сериал, так и остаются в итоге не отвеченными. А именно – должен ли человек, который борется со злом, сам быть идеальным и безупречным, может ли он иметь свои слабости и уязвимые места, или, наоборот, эти слабости и приведут, в конце концов, к поражению? И от чего ты отказываешься, если все-таки выбираешь быть безупречным и идеальным, и стоит ли твоя борьба всех тех жертв, которые ты уже ради нее принес, и оправдает ли она бесчисленное количество будущих жертв?

В свете наших нынешних проблем все это выглядит весьма актуально. Особенно когда в одной из сцен персонажи смотрят новости по телевидению, где показывают уличные протесты в Москве летом 2017 года, на которых, среди прочих, выступает наш недавний именинник. Говорят, кстати, что из трансляции сериала по «Первому» этот эпизод в свое время вырезали. Смотря на экран, один из персонажей-россиянин признается своей пассии – француженке-агенту под прикрытием, что он симпатизирует протестантам. И буквально через несколько эпизодов этот персонаж из сериала исчезает, бесследно, без всякого дальнейшего упоминания о его судьбе – как многие исчезли до него и, увы, исчезнут после.

Дорогие друзья, все обзоры сериалов на этом канале вы можете найти в специальной подборке по этой ссылке.

Обзоры фильмов и сериалов | Пограничный контроль | Дзен