Найти тему
Пограничный контроль

В водовороте зла. Сериал «Убивая Еву»

Нашумевший британский сериал «Убивая Еву», выходивший с 2018 по 2022 год, на первый поверхностный взгляд выглядит довольно стандартным шпионским триллером – одним из тех, где российские пейзажи и городские улицы снимаются где-то в Польше или Румынии, а русские персонажи обращаются и к своему начальству, и к своим родственникам и друзьям одинаково, по одному только полному имени, не признавая ни отчеств, ни уменьшительных форм.

Из-за этого и Россия, и россияне выглядят в таких сериалах фантасмагорически и сюрреалистично, имея довольно мало общего со своим реальным прототипом, а восприятие всего сериала от этого довольно серьезно страдает. Но именно в этом сериале эти фантасмагоричность и сюрреалистичность вносят свою лепту в единственно верное общеее впечатление. Потому что это, конечно, никакой не шпионский триллер, а изящная постмодернистская пародия на него, попутно содержащая и раскрывающая множество других смысловых пластов.

В основу сюжета легла конспирологическая теория о том, что всем цивилизованным миром тайно управляет небольшая группа человек (а точнее, 12), которая подбирает в забытых всеми уголках земли подростков-психопатов и воспитывает из них наемных убийц для устранения мешающих или несогласных с таким управлением политиков, чиновников, крупных бизнесменов, журналистов и общественных деятелей. Одной из таких невероятно жестоких и неуловимых убийц является Вилланель – россиянка Оксана – которую и выслеживает сотрудница британских спецслужб Ева, оказываясь тем самым сама под угрозой покушения.

Создателям сериала нужно отдать должное – не сразу поймешь, что вся эта конспирология – лишь тонкая насмешка над всеми подобными сюжетами и конструкциями, созданными исключительно для развлечения зрителей и никак не отражающими подлинное устройство современного мира. До этого доходишь постепенно, каждый раз заново осмысливая сериал после очередного сюжетного поворота.

Например, когда убийства выглядят чрезмерно жестокими и привлекающими к себе внимание – их явно начнут расследовать и полиция, и журналисты, что их, всех потом надо будет тоже убить? Или когда убивать человека – явный перебор, его легко можно было склонить на свою сторону уговорами или деньгами, да и никакой угрожающей конспирации информацией он точно не владел.

Догадываться о том, что над тобой жестоко подшутили, начинаешь примерно где-то к середине второго сезона – к слову, всего их четыре. Ну не может роль брутальной главы MI6 по России играть совершенно сказочная Фиона Шоу из «Гарри Поттера» и сериала «Андор», а роль циничного русского куратора наемных убийц Константина – трепетный и добродушный датчанин Ким Бодниа из культового сериала «Мост». А бесконечно прекрасные исполнительницы главных ролей Сандра О и Джоди Комер играют мысли и чувства, которые никаким образом не могут появиться ни у наемного убийцы, ни у его преследователя.

Не говоря уже о том, что доверять заказные убийства человеку с явно нестабильной психикой – очевидно проигрышная идея, сулящая организаторам немало неприятностей. Что в конечном итоге и происходит, и вся «могучая кучка» демиургов, похоже, вместо решения глобальных мировых задач сосредотачивается на заметании следов натворенного Вилланель. А шпионы начинают выслеживать сами себя, как змея, поглощающая свой хвост.

На этом этапе просмотра возникает логичный вопрос – а зачем нам все это показывают-то, какой в этом смысл? И ответ на этот вопрос, собственно, содержится в самом названии сериала – на самом деле нам как раз и демонстрируют, как происходит убийство личности человека, ее разрушение, во что превращается человек, теряющий своих друзей и близких одного за другим, выпадающий из привычной реальности и становящийся частью системы зла, как зло буквально втягивает его в свой водоворот.

Сюжет о том, как детектив сам становится преступником, в современном художественном искусстве не так уж и нов, но от этого он не перестает быть менее правдивым. Если ты одержим идеей борьбы со злом и не гнушаешься при этом никакими средствами для достижения целей, если эта борьба становится важнее благополучия и безопасности твоих близких, ты и сам не замечаешь, как вместо борьбы встраиваешься в эту иерархию и сам становишься злом.