Американский драматический сериал «Берлинская резидентура» (его название еще переводят как «Берлинский отдел» или «Берлинская станция») как будто бы специально снят для тех, кто верит в конспирологические теории о «коллективном Западе» или о том, что США подспудно вертит и управляет всем цивилизованным демократическим миром. Об этом даже недвусмысленно намекает песня «I'm Afraid of Americans» Дэвида Боуи, которая звучит в каждой серии на титрах. Но практически все, чем занимаются герои сериала, так и наводит на мысль, что, возможно, управлять-то они хотят, как хотят и создать этот самый коллективный Запад – но не слишком-то у них это получается.
Сериал, который выходил с 2016 по 2018 годы, состоит всего из трех сезонов и представляет собой довольно компактное зрелище, очень прилично снятое и срежиссированное, а также радующее глаз красавцем Ричардом Армитэйджем в главной роли (он же Торин Дубощит из знаменитой трилогии «Хоббит»). Герой Ричарда – аналитик Дэниел Миллер – приезжает в Берлин, чтобы начать работать на немецкое подразделение (то есть ту самую резидентуру) ЦРУ, которое действует в Германии под прикрытием посольства США.
Коварные англосаксы, пользуясь своими недюжинными знаниями и самой лучшей в мире подготовкой в сфере разведки, занимаются в Германии тем, что пытаются повлиять на политические процессы в Центральной и Восточной Европе, чтобы обязательно сохранить демократическое русло развития европейской цивилизации. Европейская же цивилизация в этом аспекте выглядит как капризный маленький ребенок, за которым нужен глаз да глаз – то террористы у них, то ультраправые, и, конечно же, всегда непременно Россия под боком со всеми своими современными особенностями.
К слову, Россия в сериале, хоть и снята, очевидно, в Балтии и Будапеште, выглядит куда более реалистично, чем в сериале «Убивая Еву», пусть и не без забавных курьезов. Как и российские персонажи здесь гораздо достоверней, чем обычно, и способны внушать зрителю, помимо страха и отвращения, весьма богатую палитру эмоций. За счет этого и все остальное в сериале выглядит весьма реалистично и правдоподобно, включая, к примеру, современную Эстонию и тот же Берлин. Мы, конечно, понимаем, что настоящая Берлинская резидентура ЦРУ, если она и существует, действует и выглядит совсем по-другому, но актерам – причем не только американским, но и европейским – очень хочется верить, уж слишком они хороши.
К тому же, совсем как в реальной жизни, все персонажи сериала – далеко не супергерои, обладающие волшебной способностью опережать на шаг своих врагов и вовремя их обезвреживать. Это прямо совсем не так, и собственно, очень часто кажется, что сериал посвящен не сколько удачам, сколько ошибкам и просчетам американцев. Ну никак у них не получается проникнуть в загадочную европейскую (включая российскую) душу, никак не удается упорядочить и организовать этих сложных, многогранных, порывистых и противоречивых людей.
Более того – магия Европы такова, что и прожившие здесь много лет американцы постепенно становятся такими же порывистыми и противоречивыми, откровенно ставя своих новоприбывших соотечественников в тупик. Немудрено, что у Дэниела с таким трудом получается осуществить задачу – он тут то ли свой среди своих, а то ли работает под прикрытием не в стане врагов, а в стенах собственного берлинского офиса.
И коллеги даже вроде бы искренне готовы и хотят ему помочь, но, завязнув в этой сумасшедшей европейской трясине, просто не способны быть настолько оперативными и действовать без оглядки на окружающих и обстоятельства. В этом смысле Европа, очевидно, оказывается куда ближе к России, чем к США. И кажется, должно случится что-то уже совершенно выходящее из ряда вон, чтобы этот расклад сил был кардинально пересмотрен и начал безвозвратно меняться.