Найти тему
ПоУшиВКино

S4 сериала “Удивительная миссис Мейзел” (The Marvelous Mrs. Maisel): Разозлись!

Оглавление

Четвёртый сезон оказался самым лучшим на данный момент (пока я не посмотрела пятый). Каждый эпизод бурлил событиями, поворотами и эмоциями. А главной из них стала злость, толкающая на месть. На самом деле, всё решалось полюбовно, но построено это было просто великолепно. Вдохновение посетило Эми Шерман-Палладино (Amy Sherman-Palladino) с новой силой.

Постер S4 The Marvelous Mrs. Maisel
Постер S4 The Marvelous Mrs. Maisel

Сюжет S4

После того, как Шай Болдуин разорвал контракт с Мириам Мейзел и не потрудился объяснить, почему он так поступил, бросив её на взлётной полосе, она негодует и жаждет мести. Ей нечем платить за квартиру, которую она выкупила у Мойше Мейзела, ей нужно признаться своей семье, что её вышвырнули из коллектива знаменитого музыканта, ей предстоит вытерпеть нападки со стороны прессы из-за этого досадного инцидента. Тем не менее она понимает, что сцена – это то, чего она хочет, а ещё больше ей хочется говорить то, что она думает. То есть она хочет быть как Ленни Брюс. Но она не может просто так сидеть на месте – она стала продавать пластиковую посуду Tupperware и устроилась конферансье в нелегальный стрип-клуб Wolford.

Первый эпизод. Сьюзи и Мириам с Stage Deli. Мириам говорит, что все её лучшие выступления были импровизационными. И она хочет быть такой - свободной
Первый эпизод. Сьюзи и Мириам с Stage Deli. Мириам говорит, что все её лучшие выступления были импровизационными. И она хочет быть такой - свободной

Эйб, отец Мириам, начинает работать в редакции The Village Voice, куда его приняли за критическую статью об упадке современного театра, где он постарался поддержать своего старинного друга, драматурга Ашера. А Роуз, мать Мириам, успешно занимается сводничеством, слава о ней распространилась по Нью-Йорку и долетела до богатейшего семейства Меламид, в котором две дочери достигли брачного возраста и без профессионального вмешательства справиться не могут. Но тут выясняется, что Роуз практически нарушает закон – она не входит в круг свах, она работает без учёта района, как это делают они. И её ставят перед фактом – свою деятельность пора заканчивать.

Клуб Джоела “Пуговица” процветает, и хозяин помещения начинает сильно переживать, потому что это слишком привлекает внимание к заведению, и ставит под угрозу незаконный игорный бизнес. Но Джоелу не до этого: его отношения с Мэй Лин выходят на новый уровень, а он ещё никак не уговорит свою подругу познакомиться с его родителями, более того, Мэй забеременела. Новый уровень становится проблемой и для Мэй. Она мечтает стать врачом, и как совместить эти два фактора, они оба не придумали.

Сьюзи продолжает тесные отношения с “благородными” преступниками Никки и Фрэнком, которые похитили её в первом эпизоде второго сезона по заказу Гарри Дрейка, а в третьем сезоне помогли в срочном порядке найти новый театр для спектакля с Софи Леннон. В этом сезоне Никки и Фрэнки помогли Сьюзи с жильём, а заодно подсказали, что это помещение можно использовать и в качестве офиса – и Сьюзи открывает свой офис, принимает в штат секретаршу и неудачливого фокусника Альфи. Ещё она тщетно пытается расстаться с Софи Леннон, но та бесповоротно очарована агентом Мириам и не желает прекращать отношений. Когда Сьюзи принесла Софи договор о расторжении их сотрудничества, та вместо своей подписи отставила росчерк Люсилль Болл (Lucille Ball). То есть она фактически признала себя комикессой, но не драматической актрисой.

Эпизод 6. Софи Леннон получила шанс вернуться к зрителю. В этом эпизоде Мириам должна была выступить на разогреве перед шоу Софи, публика тепло её приняла, а Софи это не понравилось и она вышла раньше своего времени. В результате получился Roast Battle. Повод разозлиться на Софи, плюс характеристика Софи, которая показывает себя очень сложным, злопамятным и ревнивым человеком
Эпизод 6. Софи Леннон получила шанс вернуться к зрителю. В этом эпизоде Мириам должна была выступить на разогреве перед шоу Софи, публика тепло её приняла, а Софи это не понравилось и она вышла раньше своего времени. В результате получился Roast Battle. Повод разозлиться на Софи, плюс характеристика Софи, которая показывает себя очень сложным, злопамятным и ревнивым человеком

Ленни Брюс заслуживает высокой чести – сольного концерта в Карнеги-Холл, из-за чего ему приходится отказаться от разогрева перед вступлениями эстрадного певца Тони Беннетта в ночном клубе “Копакабана”. Он рекомендует для этого Мириам и даже не подозревает, как она ответит.

***

Мне так понравился этот сезон, что, печатая его сюжет, поняла, что мне даже это было очень интересно. Я словно ещё раз посмотрела каждый эпизод, каждую сценку, в которые оформлены все взаимодействия между действующими лицами. Приглашение для Эйба и Роуз от Мириам, которая приготовила для них важную новость, что они могут вернуться в свой любимый район; рецензия Эйба на спектакль База Голдберга, которую он со своей семьёй посмотрел в театре Hellinger; собеседование на должность секретарши в офис Сьюзи; сцена с Шаем Болдуином, когда Мириам пришла к нему на торжество по случаю свадьбы, и между ними состоялся глубокий эмоциональный разговор; эпизод с выступлением Альфи в театре The Cherry Lane. Это малая часть ярких моментов, пересмотр которых принесёт столько же радости, как и первый.

Основная тема сезона

Общим названием для всего сезона я выбрала фразу “Разозлись!” потому, что это то состояние, к которому так или иначе приходят основные действующие лица, они обнаруживают в себе это чувство как итог от того, что с ними произошло ранее.

Мириам на сцене Café Gaslight читает монолог, она говорит, что жаждет мести, не простой, а шекспировской. Её раздирают противоречия. Соприкосновение с шоу-бизнесом её вымотало, она ошибочно посчитала, что с артистом можно стать друзьями и получила за свою наивность сполна. Она пала жертвой своей наивности, выпустила на волю свою непосредственность и во время выступления на сцене Apollo в заключительном эпизоде третьего сезона привольно расшутилась о личности Шая слишком откровенно. Если ей казалось, что шутка, как он щёлкает каблучками подобно Джуди Гарленд в “Волшебнике страны Оз” (1939, The Wizard of Oz), чтобы переноситься из города в город, звучит весело и непринуждённо, то для ближайшего окружения эта шутка прозвучала очень красноречиво. Пусть Мидж прямо не говорила, что Шай Болдуин – гей, как минимум она беззлобно и без какого-либо умысла намекнула на его женственность. В неумении выбирать материал для шуток тоже проявилась её неподготовленность и неподкованность в закулисной жизни. В 1950-х годах было абсолютным табу на обсуждение подобных вещей, не говоря уже о том, чтобы знаменитость такого масштаба, как Шай Болдуин, открыто бы заявила о своих предпочтениях. Именно поэтому Шай Болдуин так быстро объявил о своей помолвке с давней подругой Моникой, которая часто на людях составляла ему компанию. И, чтобы ей не было очень обидно становиться для него всего лишь прикрытием, он откупился от неё роскошным особняком в Беверли-Хиллз. Об этом упоминается в e2 "Billy Jones and the Orgy Lamps".

Сцена в туалете, когда они объяснились и помирились. Она получилась очень глубокой, показала обоих обычными людьми, кто не может заранее запланировать свои эмоции, позволяет им проявиться, но в данном случае они оба проявили готовность к диалогу, чтобы выяснить то, что осталось непонятным.

У Мириам есть и другие поводы для злости – этот невероятный сексизм, с которым она продолжает сталкиваться в клубах перед своими выступлениями. Когда она всё же добилась выхода на сцену во втором эпизоде, её обвинили в непристойном поведении и арестовали как проститутку. Но, как это бывает, не было бы счастья, да несчастье помогло (это уже буквально девиз Мидж из сезона в сезон). Во время своего третьего ареста Мириам познакомилась со стриптизёршей из Wolford. Благодаря ей, она узнала об этом клубе, сумела пристроиться там, и работа в нём стала для неё местом проверки материала, потому что после фиаско с Болдуином у Мидж с выступлениями в хороших клубах сложилась плачевная ситуация. Более того, её постоянно критикует в прессе некто Данэм, очень желчный журналист из New York Daily News, точащий об её ошибки зубы. Когда Мириам это надоедает, она находит этого дерзкого писателя в редакции и крайне удивляется, что Данэм – это женщина. Чтобы быть востребованным журналистом, женщина пишет под мужским именем, при этом она пользуется плачевным состоянием карьеры Мейзел, чтобы повышать свой авторитет и убеждает Мириам, что это выгодно и ей тоже. Как сказала сама Мириам: “Это мир грёбаных мужиков”. Как не разозлиться!?

Кстати, Мириам старается устроить свою личную жизнь, ходит на свидания, познакомилась в парке с Сильвио. Они друг другу понравились, и без "но" не обошлось
Кстати, Мириам старается устроить свою личную жизнь, ходит на свидания, познакомилась в парке с Сильвио. Они друг другу понравились, и без "но" не обошлось

Эйб негодовал из-за ужасной постановки Базза Голдберга, молодого человека, который организовывал летние шоу в Steiner's Resort, и вот на основе одного из них написал пьесу “Пришли и станцевали” (They Came, They Danced), а ему предстояло сделать её критический разбор. Он оказался между двух огней: своя община и профессиональный долг. Давно знакомый Базз и его плоская история, все эти родственные и дружеские связи, обязывающие смотреть на любое произведение необъективно! Он принял решение быть честным и сказать, что не так со спектаклем. Редактор в The Village Voice сказал Эйбу: “Пиши через постановку обо всех недостатках современного театра. Разозлись! Мы за это тебя наняли – за твоё мнение”. Хотя Эйбу пришлось пережить на себе всеобщее негодование со стороны общины, он остался честен перед собой, выразив непредвзятую точку зрения на постановку. Кстати, на премьеру в театр Hellinger к Баззу он пришёл в чёрной мантии. Мне стало интересно, что это означало, но ничего особенного я не нашла, кроме того, что это похоже на судейскую мантию. Возможно, это тоже элемент тонкого юмора, как с театром Berrymore в предыдущем сезоне. Мантия отсылает к тому, что как критик Эйб должен быть непредвзят словно в суде при вынесении приговора. И потом, он долгое время работал в Колумбийском университете, потому надел свои “академические регалии” в честь торжественного мероприятия.

Был и ещё один неприятный сюрприз для Эйба – уже со стороны его друга-драматурга Ашера, осевшего в Майами, и Роуз. Оказалось, в 1926 году они встречались, потому что тогда Эйб предпочёл заниматься написанием своей докторской диссертации и на Роуз у него времени не было. Его разозлило то, что все эти годы он не знал об этом. Он злился на свою жену и даже предпринял гнусную попытку отомстить ей за вероломство. Но сказать я хочу о другом. О том, что Эйб слишком ценит именно своё время и свои нервы – у него есть потрясающая способность пропускать детали, способные его расстроить и отвлечь от своих дел. Примером тому служат моменты, когда он не хочет выслушивать рассказы о прошедшем дне Роуз или Мириам, или, когда прослушал, что Роуз сообщила ему о переезде в Париж, потому что он перестал видеть в ней личность. По той же причине в 20-х он проигнорировал и известие о том, что Роуз будет встречаться с Ашером, раз он считает занятия наукой важнее, чем общение с ней. Почему Роуз на него особо не злилась – вот вопрос и мысли вслух. Но Эйб со всеми своими замашками для меня стал самым любимым персонажем после Мириам. И Ленни Брюса, наверное.

У Сьюзи тоже нашлись поводы для злости. Она столкнулась с неожиданным открытием. Её коллегой много лет в Café Gaslight был Джеки, а потом он снимал у неё угол в квартире (в прямом смысле – угол, потому что вся квартира была размером со стандартную кухню в советских многоэтажках). И узнала о нём много деталей только после его смерти. Его полное имя Джакопо де ла Пьетро; он служил на войне и получил медаль за отвагу; в него была влюблена некто Дарла и присылала ему многочисленные письма; он аккуратно собирал газетные вырезки о Мириам, хотя никогда при жизни не проявлял по отношению к ней тёплых чувств; оказалось, он любил оперу – хранил корешки от билетов, и комиксы о Джо-Базуке. Но предпочитал жить неприметно. Сьюзи разозлилась на себя в первую очередь, что сама не замечала его всё это время, хотя бы то, что её микроквартирка стала уютнее, благодаря его стараниям, и на государство, кто так халатно относится к своим гражданам.

Второй раз, когда Сьюзи разозлилась, связан с Мириам. Она была зла за то, что та позволила себе устраивать её личную жизнь. При этом Сьюзи лишь раз оговорилась о своих предпочтениях в первом сезоне и более к проблемам своей личной жизни не возвращалась, делая отчётливый акцент на профессиональной деятельности и на том, что между нет дружеских отношений. И её разозлило то, что Мириам стала определять за неё её нужды.

Роуз, сама того не ведая, заставила сообщество свах Нью-Йорка прийти в раздражение, потом переросшее в откровенную злобную вражду, и они позволили себе угрожать, цитируя Тору: “Разозли меня и умрёшь”. Как не разозлиться, если к новому человеку в этом деликатном бизнесе обращается богатейший предприниматель Америки, просто неисчерпаемый источник благосостояния Соломон Меламид.

Причём до агрессии (продолжения чувства злости) здесь не было. Сериал в целом не транслирует таких резко негативных проявлений. Это классный приём, когда серьёзные темы рассматриваются через юмор, не теряя при этом глубины и важности.

Реальные места и имена, которые прозвучали в сезоне

The Village Voice, куда Эйба приняли на работу театральным критиком. Издание учреждено в 1955 году, так что на момент событий в сериале (1960 год) газета была ещё молодым проектом. Она была создана для творческого сообщества Нью-Йорка, освещая культуру – андеграундное кинодвижение, театр в Вилладж, но был и раздел для автомобилистов. В штат входил художник, создававший карикатуры на театральную тему.

New York Daily News – место работы недоброжелателя Мириам Мейзел. Это газета из Нью-Джерси, которая была учреждена в 1919 году. В 1947 году выпуск газеты достиг своего пика, так что о промахах Мириам знали практически все, потому что газета распространялась среди более чем двух миллионов жителей.

Сериал “Сумеречная зона” (The Twilight Zone). Его упоминают Эйб и Мириам во втором эпизоде, когда спорят о возвращении в квартиру на Риверсайд. Этот сериал является тоже, как и большинство прочего, что упоминается, приметой эпохи. "Сумеречная зона" – это научно-фантастический телесериал в жанре ужасов, который транслировался на канале CBS с 1959 года по 1964 года. То есть на момент событий в сериале он был ещё новым и обсуждаемым, что и доказали Эйб и Мириам, ссылаясь на одного из действующих лиц в сюжете. Мириам пошутила в духе этого сериала, обсмеивая его сюрреалистичность и паранормальные явления. Скорее всего, они использовали в споре первый эпизод под названием "Рукой подать" (Walking Distance) из первого сезона.

По сцене с родителями, которых Мириам пригласила, чтобы сообщить о квартире, у меня есть отдельный пост в ВК:

S4E2 Как Мириам Мейзел пригласила родителей на ужин

Конечно, “Копакабана” (Copacabana). Этот ночной клуб и ресторан в Нью-Йорке впервые появляется ещё в первом сезоне, как что-то престижное и недосягаемое. Они всегда называют его просто “Копа” (Copa). Как не подпрыгнуть на месте при просмотре, услышав это название, ведь он появляется в “Славных парнях”, и не просто так, а в фантастической сцене, снятой оператором Михаелем Балльхаусом одним планом. Клуб Copacabana был открыт в 1940 году и назван в честь одноимённого пляжа в Рио-Де-Жанейро, что отражалось в интерьере и латиноамериканской музыке. Одним из его владельцев был босс мафии.

Театр The Cherry Lane, где Сьюзи устроила выступление для фокусника Альфи, найденного ею в баре. Этот театр ещё появляется в кадре в фильме “За пропастью во ржи” (2017, Rebel in the Rye) в сцене с Уитом Бёрнеттом и Джеромом Сэлинджером, где последний делится со своим наставником, что ему трудно работать над текстами после войны. Театр The Cherry Lane был открыт в 1923 году в здании, бывшем фермерском бункере 1817 года, и является старейшим, постоянно действующим вне-Бродвейским театром в Нью-Йорке. До того, как стать именно театром, в здании были пивоварня, табачный склад и фабрика по произволству коробок. Самым первым спектаклем был “Субботний вечер” (Saturday Night) американского сценариста Роберта Преснелла (Robert Presnell) в феврале 1924 года. Он был автором многих эпизодов для вышеупомянутого сериала “Сумеречная зона”. В 1954 году театр обновил интерьер, приобретя дорогую мебель у обанкротившегося The Center Theatre в Рокфеллер-Центре (Rockefeller Center).

Концертный зал The Carnegie Hall, где у Ленни Брюса состоялось большое шоу. А потом – напряжённый диалог с Мириам. То есть шоу продолжилось и при опустевшем зале. Зал был открыт в 1891 году, является самым престижным местом для выступлений как классических артистов, так поп-культурных. Есть шутка, ставшая фольклором: “Вы не подскажете, как попасть в Карнеги-Холл? – Тренируйтесь”. Так что Ленни Брюс и его шоу в этом высокого уровня концертном зале не лишено смысла, собственно, он его раскрывает в своём гневном монологе для Мириам. Ей уж достаточно бояться провалов, прятаться и ждать момента, нужно бесконечно работать и тогда можно будет добиться большой высоты.

Тони Беннетт (настоящее имя – Anthony Dominick Benedetto). Мириам отказывается от разогрева перед его выступлением в “Копакабане”. Настоящая легенда американской эстрады, обладатель 20 Grammy, по всему миру продано более 50 миллионов его записей. В 1951 году на Columbia Records записал свою первую хитовую песню "Because of You". Его творческий пик пришёлся на конец 50-х, то есть как раз на момент событий в сериале. И отказ Мириам от разогрева был очень опрометчивым, а злость Ленни – оправданной. Ведь для неё это сотрудничество могло стать решающим – принять участие в концерте очень популярного исполнителя.

Это была одна из сцен, которые меня затронули в сезоне, я сделала отдельный пост у себя в ВК:

https://vk.com/a_sundra?w=wall481957064_519%2Fall

Интересно то, что Тони Беннетт пережил спад в карьере, но сумел вернуться и включиться в поколение MTV, не потеряв своего стиля. Думаю в этот момент про Льва Лещенко. 9 октября 2021 он давал концерт “Верните мне мой 1977-й” в московском клубе ГлавClub. А в этом году Лев Валерьянович заявлен хедлайнером фестиваля Stereoleto, который будет проходить в культурном пространстве Севкабель (Санкт-Петербург).

***

Очень понравилась эта сцена в финальном эпизоде
Очень понравилась эта сцена в финальном эпизоде

Момент в финале восьмого эпизода, когда Мириам пробиралась сквозь снежную бурю, красный зонтик, которым она хотела закрыть причёску от снега, не спас, ну, и, конечно, в этой сцене сет-дизайнеры не забыли о приметах времени (на фасаде кинотеатра размещено название Ben-Hur (1959), а на соседнем здании – G.I. Blue by Elvis Presley (1960). Она обдумывала слова Ленни Брюса, когда он выразил свою обиду из-за её отказа от разогрева Тони Беннетта в “Копакабане”, и в снежном мареве увидела (вернее, ей померещилось) фразу на фасаде здания, где находится офис студии NBC: Go Forward (Двигайся вперёд). Интересно то, что результатом злости может стать именно созидательное действие – движение вперёд в жизни, к улучшению. Это правда.

***

Обзоры предыдущих сезонов на канале:

Удивительная Миссис Мейзел