Четвёртый сезон оказался самым лучшим на данный момент (пока я не посмотрела пятый). Каждый эпизод бурлил событиями, поворотами и эмоциями. А главной из них стала злость, толкающая на месть. На самом деле, всё решалось полюбовно, но построено это было просто великолепно. Вдохновение посетило Эми Шерман-Палладино (Amy Sherman-Palladino) с новой силой.
Сюжет S4
После того, как Шай Болдуин разорвал контракт с Мириам Мейзел и не потрудился объяснить, почему он так поступил, бросив её на взлётной полосе, она негодует и жаждет мести. Ей нечем платить за квартиру, которую она выкупила у Мойше Мейзела, ей нужно признаться своей семье, что её вышвырнули из коллектива знаменитого музыканта, ей предстоит вытерпеть нападки со стороны прессы из-за этого досадного инцидента. Тем не менее она понимает, что сцена – это то, чего она хочет, а ещё больше ей хочется говорить то, что она думает. То есть она хочет быть как Ленни Брюс. Но она не может просто так сидеть на месте – она стала продавать пластиковую посуду Tupperware и устроилась конферансье в нелегальный стрип-клуб Wolford.
Эйб, отец Мириам, начинает работать в редакции The Village Voice, куда его приняли за критическую статью об упадке современного театра, где он постарался поддержать своего старинного друга, драматурга Ашера. А Роуз, мать Мириам, успешно занимается сводничеством, слава о ней распространилась по Нью-Йорку и долетела до богатейшего семейства Меламид, в котором две дочери достигли брачного возраста и без профессионального вмешательства справиться не могут. Но тут выясняется, что Роуз практически нарушает закон – она не входит в круг свах, она работает без учёта района, как это делают они. И её ставят перед фактом – свою деятельность пора заканчивать.
Клуб Джоела “Пуговица” процветает, и хозяин помещения начинает сильно переживать, потому что это слишком привлекает внимание к заведению, и ставит под угрозу незаконный игорный бизнес. Но Джоелу не до этого: его отношения с Мэй Лин выходят на новый уровень, а он ещё никак не уговорит свою подругу познакомиться с его родителями, более того, Мэй забеременела. Новый уровень становится проблемой и для Мэй. Она мечтает стать врачом, и как совместить эти два фактора, они оба не придумали.
Сьюзи продолжает тесные отношения с “благородными” преступниками Никки и Фрэнком, которые похитили её в первом эпизоде второго сезона по заказу Гарри Дрейка, а в третьем сезоне помогли в срочном порядке найти новый театр для спектакля с Софи Леннон. В этом сезоне Никки и Фрэнки помогли Сьюзи с жильём, а заодно подсказали, что это помещение можно использовать и в качестве офиса – и Сьюзи открывает свой офис, принимает в штат секретаршу и неудачливого фокусника Альфи. Ещё она тщетно пытается расстаться с Софи Леннон, но та бесповоротно очарована агентом Мириам и не желает прекращать отношений. Когда Сьюзи принесла Софи договор о расторжении их сотрудничества, та вместо своей подписи отставила росчерк Люсилль Болл (Lucille Ball). То есть она фактически признала себя комикессой, но не драматической актрисой.
Ленни Брюс заслуживает высокой чести – сольного концерта в Карнеги-Холл, из-за чего ему приходится отказаться от разогрева перед вступлениями эстрадного певца Тони Беннетта в ночном клубе “Копакабана”. Он рекомендует для этого Мириам и даже не подозревает, как она ответит.
***
Мне так понравился этот сезон, что, печатая его сюжет, поняла, что мне даже это было очень интересно. Я словно ещё раз посмотрела каждый эпизод, каждую сценку, в которые оформлены все взаимодействия между действующими лицами. Приглашение для Эйба и Роуз от Мириам, которая приготовила для них важную новость, что они могут вернуться в свой любимый район; рецензия Эйба на спектакль База Голдберга, которую он со своей семьёй посмотрел в театре Hellinger; собеседование на должность секретарши в офис Сьюзи; сцена с Шаем Болдуином, когда Мириам пришла к нему на торжество по случаю свадьбы, и между ними состоялся глубокий эмоциональный разговор; эпизод с выступлением Альфи в театре The Cherry Lane. Это малая часть ярких моментов, пересмотр которых принесёт столько же радости, как и первый.
Основная тема сезона
Общим названием для всего сезона я выбрала фразу “Разозлись!” потому, что это то состояние, к которому так или иначе приходят основные действующие лица, они обнаруживают в себе это чувство как итог от того, что с ними произошло ранее.
Мириам на сцене Café Gaslight читает монолог, она говорит, что жаждет мести, не простой, а шекспировской. Её раздирают противоречия. Соприкосновение с шоу-бизнесом её вымотало, она ошибочно посчитала, что с артистом можно стать друзьями и получила за свою наивность сполна. Она пала жертвой своей наивности, выпустила на волю свою непосредственность и во время выступления на сцене Apollo в заключительном эпизоде третьего сезона привольно расшутилась о личности Шая слишком откровенно. Если ей казалось, что шутка, как он щёлкает каблучками подобно Джуди Гарленд в “Волшебнике страны Оз” (1939, The Wizard of Oz), чтобы переноситься из города в город, звучит весело и непринуждённо, то для ближайшего окружения эта шутка прозвучала очень красноречиво. Пусть Мидж прямо не говорила, что Шай Болдуин – гей, как минимум она беззлобно и без какого-либо умысла намекнула на его женственность. В неумении выбирать материал для шуток тоже проявилась её неподготовленность и неподкованность в закулисной жизни. В 1950-х годах было абсолютным табу на обсуждение подобных вещей, не говоря уже о том, чтобы знаменитость такого масштаба, как Шай Болдуин, открыто бы заявила о своих предпочтениях. Именно поэтому Шай Болдуин так быстро объявил о своей помолвке с давней подругой Моникой, которая часто на людях составляла ему компанию. И, чтобы ей не было очень обидно становиться для него всего лишь прикрытием, он откупился от неё роскошным особняком в Беверли-Хиллз. Об этом упоминается в e2 "Billy Jones and the Orgy Lamps".
Сцена в туалете, когда они объяснились и помирились. Она получилась очень глубокой, показала обоих обычными людьми, кто не может заранее запланировать свои эмоции, позволяет им проявиться, но в данном случае они оба проявили готовность к диалогу, чтобы выяснить то, что осталось непонятным.
У Мириам есть и другие поводы для злости – этот невероятный сексизм, с которым она продолжает сталкиваться в клубах перед своими выступлениями. Когда она всё же добилась выхода на сцену во втором эпизоде, её обвинили в непристойном поведении и арестовали как проститутку. Но, как это бывает, не было бы счастья, да несчастье помогло (это уже буквально девиз Мидж из сезона в сезон). Во время своего третьего ареста Мириам познакомилась со стриптизёршей из Wolford. Благодаря ей, она узнала об этом клубе, сумела пристроиться там, и работа в нём стала для неё местом проверки материала, потому что после фиаско с Болдуином у Мидж с выступлениями в хороших клубах сложилась плачевная ситуация. Более того, её постоянно критикует в прессе некто Данэм, очень желчный журналист из New York Daily News, точащий об её ошибки зубы. Когда Мириам это надоедает, она находит этого дерзкого писателя в редакции и крайне удивляется, что Данэм – это женщина. Чтобы быть востребованным журналистом, женщина пишет под мужским именем, при этом она пользуется плачевным состоянием карьеры Мейзел, чтобы повышать свой авторитет и убеждает Мириам, что это выгодно и ей тоже. Как сказала сама Мириам: “Это мир грёбаных мужиков”. Как не разозлиться!?
Эйб негодовал из-за ужасной постановки Базза Голдберга, молодого человека, который организовывал летние шоу в Steiner's Resort, и вот на основе одного из них написал пьесу “Пришли и станцевали” (They Came, They Danced), а ему предстояло сделать её критический разбор. Он оказался между двух огней: своя община и профессиональный долг. Давно знакомый Базз и его плоская история, все эти родственные и дружеские связи, обязывающие смотреть на любое произведение необъективно! Он принял решение быть честным и сказать, что не так со спектаклем. Редактор в The Village Voice сказал Эйбу: “Пиши через постановку обо всех недостатках современного театра. Разозлись! Мы за это тебя наняли – за твоё мнение”. Хотя Эйбу пришлось пережить на себе всеобщее негодование со стороны общины, он остался честен перед собой, выразив непредвзятую точку зрения на постановку. Кстати, на премьеру в театр Hellinger к Баззу он пришёл в чёрной мантии. Мне стало интересно, что это означало, но ничего особенного я не нашла, кроме того, что это похоже на судейскую мантию. Возможно, это тоже элемент тонкого юмора, как с театром Berrymore в предыдущем сезоне. Мантия отсылает к тому, что как критик Эйб должен быть непредвзят словно в суде при вынесении приговора. И потом, он долгое время работал в Колумбийском университете, потому надел свои “академические регалии” в честь торжественного мероприятия.
Был и ещё один неприятный сюрприз для Эйба – уже со стороны его друга-драматурга Ашера, осевшего в Майами, и Роуз. Оказалось, в 1926 году они встречались, потому что тогда Эйб предпочёл заниматься написанием своей докторской диссертации и на Роуз у него времени не было. Его разозлило то, что все эти годы он не знал об этом. Он злился на свою жену и даже предпринял гнусную попытку отомстить ей за вероломство. Но сказать я хочу о другом. О том, что Эйб слишком ценит именно своё время и свои нервы – у него есть потрясающая способность пропускать детали, способные его расстроить и отвлечь от своих дел. Примером тому служат моменты, когда он не хочет выслушивать рассказы о прошедшем дне Роуз или Мириам, или, когда прослушал, что Роуз сообщила ему о переезде в Париж, потому что он перестал видеть в ней личность. По той же причине в 20-х он проигнорировал и известие о том, что Роуз будет встречаться с Ашером, раз он считает занятия наукой важнее, чем общение с ней. Почему Роуз на него особо не злилась – вот вопрос и мысли вслух. Но Эйб со всеми своими замашками для меня стал самым любимым персонажем после Мириам. И Ленни Брюса, наверное.
У Сьюзи тоже нашлись поводы для злости. Она столкнулась с неожиданным открытием. Её коллегой много лет в Café Gaslight был Джеки, а потом он снимал у неё угол в квартире (в прямом смысле – угол, потому что вся квартира была размером со стандартную кухню в советских многоэтажках). И узнала о нём много деталей только после его смерти. Его полное имя Джакопо де ла Пьетро; он служил на войне и получил медаль за отвагу; в него была влюблена некто Дарла и присылала ему многочисленные письма; он аккуратно собирал газетные вырезки о Мириам, хотя никогда при жизни не проявлял по отношению к ней тёплых чувств; оказалось, он любил оперу – хранил корешки от билетов, и комиксы о Джо-Базуке. Но предпочитал жить неприметно. Сьюзи разозлилась на себя в первую очередь, что сама не замечала его всё это время, хотя бы то, что её микроквартирка стала уютнее, благодаря его стараниям, и на государство, кто так халатно относится к своим гражданам.
Второй раз, когда Сьюзи разозлилась, связан с Мириам. Она была зла за то, что та позволила себе устраивать её личную жизнь. При этом Сьюзи лишь раз оговорилась о своих предпочтениях в первом сезоне и более к проблемам своей личной жизни не возвращалась, делая отчётливый акцент на профессиональной деятельности и на том, что между нет дружеских отношений. И её разозлило то, что Мириам стала определять за неё её нужды.
Роуз, сама того не ведая, заставила сообщество свах Нью-Йорка прийти в раздражение, потом переросшее в откровенную злобную вражду, и они позволили себе угрожать, цитируя Тору: “Разозли меня и умрёшь”. Как не разозлиться, если к новому человеку в этом деликатном бизнесе обращается богатейший предприниматель Америки, просто неисчерпаемый источник благосостояния Соломон Меламид.
Причём до агрессии (продолжения чувства злости) здесь не было. Сериал в целом не транслирует таких резко негативных проявлений. Это классный приём, когда серьёзные темы рассматриваются через юмор, не теряя при этом глубины и важности.
Реальные места и имена, которые прозвучали в сезоне
The Village Voice, куда Эйба приняли на работу театральным критиком. Издание учреждено в 1955 году, так что на момент событий в сериале (1960 год) газета была ещё молодым проектом. Она была создана для творческого сообщества Нью-Йорка, освещая культуру – андеграундное кинодвижение, театр в Вилладж, но был и раздел для автомобилистов. В штат входил художник, создававший карикатуры на театральную тему.
New York Daily News – место работы недоброжелателя Мириам Мейзел. Это газета из Нью-Джерси, которая была учреждена в 1919 году. В 1947 году выпуск газеты достиг своего пика, так что о промахах Мириам знали практически все, потому что газета распространялась среди более чем двух миллионов жителей.
Сериал “Сумеречная зона” (The Twilight Zone). Его упоминают Эйб и Мириам во втором эпизоде, когда спорят о возвращении в квартиру на Риверсайд. Этот сериал является тоже, как и большинство прочего, что упоминается, приметой эпохи. "Сумеречная зона" – это научно-фантастический телесериал в жанре ужасов, который транслировался на канале CBS с 1959 года по 1964 года. То есть на момент событий в сериале он был ещё новым и обсуждаемым, что и доказали Эйб и Мириам, ссылаясь на одного из действующих лиц в сюжете. Мириам пошутила в духе этого сериала, обсмеивая его сюрреалистичность и паранормальные явления. Скорее всего, они использовали в споре первый эпизод под названием "Рукой подать" (Walking Distance) из первого сезона.
По сцене с родителями, которых Мириам пригласила, чтобы сообщить о квартире, у меня есть отдельный пост в ВК:
Конечно, “Копакабана” (Copacabana). Этот ночной клуб и ресторан в Нью-Йорке впервые появляется ещё в первом сезоне, как что-то престижное и недосягаемое. Они всегда называют его просто “Копа” (Copa). Как не подпрыгнуть на месте при просмотре, услышав это название, ведь он появляется в “Славных парнях”, и не просто так, а в фантастической сцене, снятой оператором Михаелем Балльхаусом одним планом. Клуб Copacabana был открыт в 1940 году и назван в честь одноимённого пляжа в Рио-Де-Жанейро, что отражалось в интерьере и латиноамериканской музыке. Одним из его владельцев был босс мафии.
Театр The Cherry Lane, где Сьюзи устроила выступление для фокусника Альфи, найденного ею в баре. Этот театр ещё появляется в кадре в фильме “За пропастью во ржи” (2017, Rebel in the Rye) в сцене с Уитом Бёрнеттом и Джеромом Сэлинджером, где последний делится со своим наставником, что ему трудно работать над текстами после войны. Театр The Cherry Lane был открыт в 1923 году в здании, бывшем фермерском бункере 1817 года, и является старейшим, постоянно действующим вне-Бродвейским театром в Нью-Йорке. До того, как стать именно театром, в здании были пивоварня, табачный склад и фабрика по произволству коробок. Самым первым спектаклем был “Субботний вечер” (Saturday Night) американского сценариста Роберта Преснелла (Robert Presnell) в феврале 1924 года. Он был автором многих эпизодов для вышеупомянутого сериала “Сумеречная зона”. В 1954 году театр обновил интерьер, приобретя дорогую мебель у обанкротившегося The Center Theatre в Рокфеллер-Центре (Rockefeller Center).
Концертный зал The Carnegie Hall, где у Ленни Брюса состоялось большое шоу. А потом – напряжённый диалог с Мириам. То есть шоу продолжилось и при опустевшем зале. Зал был открыт в 1891 году, является самым престижным местом для выступлений как классических артистов, так поп-культурных. Есть шутка, ставшая фольклором: “Вы не подскажете, как попасть в Карнеги-Холл? – Тренируйтесь”. Так что Ленни Брюс и его шоу в этом высокого уровня концертном зале не лишено смысла, собственно, он его раскрывает в своём гневном монологе для Мириам. Ей уж достаточно бояться провалов, прятаться и ждать момента, нужно бесконечно работать и тогда можно будет добиться большой высоты.
Тони Беннетт (настоящее имя – Anthony Dominick Benedetto). Мириам отказывается от разогрева перед его выступлением в “Копакабане”. Настоящая легенда американской эстрады, обладатель 20 Grammy, по всему миру продано более 50 миллионов его записей. В 1951 году на Columbia Records записал свою первую хитовую песню "Because of You". Его творческий пик пришёлся на конец 50-х, то есть как раз на момент событий в сериале. И отказ Мириам от разогрева был очень опрометчивым, а злость Ленни – оправданной. Ведь для неё это сотрудничество могло стать решающим – принять участие в концерте очень популярного исполнителя.
Это была одна из сцен, которые меня затронули в сезоне, я сделала отдельный пост у себя в ВК:
https://vk.com/a_sundra?w=wall481957064_519%2Fall
Интересно то, что Тони Беннетт пережил спад в карьере, но сумел вернуться и включиться в поколение MTV, не потеряв своего стиля. Думаю в этот момент про Льва Лещенко. 9 октября 2021 он давал концерт “Верните мне мой 1977-й” в московском клубе ГлавClub. А в этом году Лев Валерьянович заявлен хедлайнером фестиваля Stereoleto, который будет проходить в культурном пространстве Севкабель (Санкт-Петербург).
***
Момент в финале восьмого эпизода, когда Мириам пробиралась сквозь снежную бурю, красный зонтик, которым она хотела закрыть причёску от снега, не спас, ну, и, конечно, в этой сцене сет-дизайнеры не забыли о приметах времени (на фасаде кинотеатра размещено название Ben-Hur (1959), а на соседнем здании – G.I. Blue by Elvis Presley (1960). Она обдумывала слова Ленни Брюса, когда он выразил свою обиду из-за её отказа от разогрева Тони Беннетта в “Копакабане”, и в снежном мареве увидела (вернее, ей померещилось) фразу на фасаде здания, где находится офис студии NBC: Go Forward (Двигайся вперёд). Интересно то, что результатом злости может стать именно созидательное действие – движение вперёд в жизни, к улучшению. Это правда.
***
Обзоры предыдущих сезонов на канале: