Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Фарфор в авангарде революции. Авангард Малевича на чашках и блюдцах

Агитационный фарфор появился на советском рынке вскоре после революции. Первое время его скупали зарубежные коллекционеры, которые ценили качественные изделия с тонкими росписями. Позже посуда и предметы интерьера дошли и до целевого потребителя — простых советских граждан. Читайте, как квартиры и комнаты в коммуналках украшали тарелками с лозунгами, юбилейными вазами и миниатюрными статуэтками, которые изображали самых разных персонажей.

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ (ФОРМА), НИКОЛАЙ СУЕТИН (РОСПИСЬ). ПОЛУЧАШКА. НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ. 1923. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ (ФОРМА), НИКОЛАЙ СУЕТИН (РОСПИСЬ). ПОЛУЧАШКА. НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ. 1923. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В 1920-е годы Государственный фарфоровый завод сотрудничал с художниками-авангардистами. Художник Казимир Малевич и его ученики Илья Чашник и Николай Суетин создавали эскизы росписей для будущих изделий. Несмотря на то что работал Малевич на заводе недолго, он создал концепцию супрематического фарфора. В эскизах росписей преобладали прямые линии и углы, в декоре посуды использовали геометрические фигуры — квадрат, крест, круг. Для оформления художники выбирали сдержанные, лаконичные цвета: оттенки красного, черный и желтый. Композиции располагались на белом фоне, их наносили, как правило, на дореволюционные заводские заготовки. Такой подход привносил еще больший контраст за счет сочетания классической формы и супрематического рисунка.

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. ЧАЙНИК С КРЫШКОЙ. 1923. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ. ЧАЙНИК С КРЫШКОЙ. 1923. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Малевич был новатором не только в росписи фарфора, его интересовала и сама форма предмета: уже в 1920-е годы он начал искать новые формы посуды. В его супрематическом чайнике белого цвета соединились четкие геометрические линии. Также художник создал получашку, так как считал, что в предмете используется только одна сторона: он разделил обычную чашку по вертикали на две половинки, а ручку заменил на прямоугольник. Выполненные им модели чашек по задумке должны были своеобразным образом экономить пространство.

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ (КОМПОЗИЦИЯ), АЛЕКСАНДР КУДРЯВЦЕВ (РОСПИСЬ). ТАРЕЛКА С СУПРЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ. НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ. 1923. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ (КОМПОЗИЦИЯ), АЛЕКСАНДР КУДРЯВЦЕВ (РОСПИСЬ). ТАРЕЛКА С СУПРЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ. НАДГЛАЗУРНАЯ ПОЛИХРОМНАЯ РОСПИСЬ. 1923. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Помимо Малевича, эскизы для фарфора создавали художники-авангардисты Владимир Татлин, Василий Кандинский и другие мастера. Кандинский стал автором росписи для нескольких чайных сервизов: выполненные по его эскизам предметы с изображением абстрактных композиций пользовались большим спросом у коллекционеров.

Автор: Маргарита Ковынева