Роман Елены Чижовой "Орест и сын" получился сложным, потому что действие происходит на двух уровнях – условно говоря, высшем и бытовом.
Высший уровень – это размышления о закономерностях истории, о роли личности в истории, о том, можно ли повлиять на ход истории и нужно ли это делать. Этот уровень – для подготовленного читателя. Читать эти главы сложно, но интересно.
Немного ниже качеством показался другой уровень романа, бытовой, который должен был бы проиллюстрировать историко-философские выкладки автора. Но получилось как-то сумбурно, всё слишком, всё чересчур. Слишком экзальтированные героини-школьницы, у которых случаются то видения, то обмороки, то приступы клептомании, то они следят друг за другом, то ещё что-нибудь.
Страдает неувязками и сам сюжет: девочка умирает от криминального аборта – и никакого разбирательства (а ведь дело происходит в 70-е годы прошлого века, в то время такое происшествие не могло бы пройти незамеченным).
Свалены в одну кучу и масонская ложа, и сталинские репрессии, и смерти, и сумасшествия…
С предыдущим романом - "Полукровка" (в журнальном варианте роман назывался "Преступница"), который был проще и за счёт этого интереснее, прослеживаются определённые параллели: кладбищенская тема и тема еврейства.
И тем не менее, несмотря ни на что, роман стоит прочитать.