Депутаты латвийского Сейма недавно обсуждали вопрос ужесточения мер за незнание государственного языка. С трибуны донеслось вполне здравое для политики республики предложение.
Латвийские депутаты обеспокоились тем, что потолки штрафов, которые установили за неправильное использование госязыка, являются слишком низкими. Поэтому их только условно можно считать наказанием. На данный момент большинство штрафов не превышают несколько сотен евро. Это озвучили на заседании подкомитета по уголовному праву и политике наказаний юридической комиссии Сейма.
По мнению некоторых парламентариев, для укрепления позиций латвийского языка стоит увеличить размер штрафов за нарушения, а предупреждения – вовсе отменить как неэффективное средство. "Есть подозрения, что Государственная полиция, а также муниципальная полиция массово используют предупреждения, тем самым принижая значение соответствующей статьи закона", – заметил депутат от Нацобъединения Артурс Бутанс.
В свою очередь, представитель Госполиции Марите Зиемеле указала, что предупреждение также является наказанием, так как оно вносится в реестр данных МИД. Так, вряд ли со всей строгостью закона нужно относиться, например, к "гардеробщице": можно обойтись чем-то "менее болезненным".
Напомним, в балтийской республике создан Центр государственного языка, который контролирует соблюдение закона о госязыке. Его сотрудники штрафуют жителей Латвии, которые не используют латышский язык в публичной сфере или недостаточно хорошо им владеют.
Стоит подчеркнуть, что строгий надзор за государственным языком наблюдается и в других балтийских странах. Так, в Эстонии, например, переход на обучение на эстонском языке начнется в детских садах и в 1-м и 4-м классах 1 сентября 2024 года и продлится до 2030 года.
В связи с этим, по словам министра образования и науки Кристины Каллас, необходимо осуществлять надзор за русскими школами: учебниками и педагогами. Пока он недостаточен.
"Слова на бумаге – это одно, а реальные языковые навыки учителей и их способность преподавать в классах с эстонским языком обучения – совсем другое. Мы продолжим осуществление начатого в прошлом году надзора за русскоязычными школами и посетим все общеобразовательные школы и профтехучилища. Мы неуклонно движемся к единой эстонской школе", – заявила она.
Каллас подчеркнула, что, как показывает практика, дети овладевают госязыком в тех русскоязычных школах, в которых "проэстонское руководство, настроенное на успех". Она выразила сожаление, что есть и такие школы, выпускники которых знают лишь несколько слов по-эстонски.