16- и 22-этажые дома, широкая проезжая часть, непрерывная полоса тротуаров, просторные дворы – меньше всего новая, прямая как стрела, четырехполосная трасса, связывающая Митинскую улицу и Барышиху, похожа на переулок. О том, почему одна из новых дорог за МКАД получила название Ангелов переулок, рассказал руководитель Юрий Кваша, руководитель краеведческого Центра культуры и досуга в деревне Путилково.
Вторая жена Ивана Третьего
- Нет, никакой ангел здесь не пролетал, - говорит Юрий Александрович. – Проезд протяженностью около 700 метров в новом микрорайоне получил это имя в 1995 году по названию расположенного неподалеку, в трех километрах, села Ангелово.
Речка Синичка, три улицы, коттеджный поселок, клубная территория, асфальт, фонари. Когда-то все было иначе.
12 ноября 1472 года в Успенском соборе Московского Кремля шло венчание. 32-летний царь Иван III, вдовевший уже несколько лет, брал в жены 17-летнюю византийскую принцессу Софью Палеолог, племянницу последнего византийского императора Константина.
Византийская династия
В свите невесты, прибывшей из Рима (инициатором сватовства выступил папа Римский Павел II, надеявшийся, что это брак сблизит католическую и православную церкви), были дипломаты, писатели, архитекторы. Один из них Антон Фрязин, через 13 лет он станет строителем Тайницкой и Водовозной башен Московского Кремля.
Среди родственников со стороны невесты выделялся молодой черноволосый мужчина.
-Это был Микула Ангелов – потомок незнатного, но властного византийского рода, который дал Византии трех императоров: Исаака II Ангела и двух Алексеев – III и IV.
Ангелы занимали византийский трон недолго, с 1185 до 1204 года. За 19 лет немало представителей этой фамилии служили при дворе, назначались на государственные должности, управляли территориями. Некоторым из них был присвоен статус деспота (от греч. владыка)– такое название носил высший придворный титул в Византийской империи.
Хранитель великокняжеской печати
После свадьбы все занялись своими делами.
Софья – семьей, ей предстояло стать матерью Василия III и бабкой Ивана Грозного, а всего она родила девятерых детей.
Микула – службой при великокняжеском дворе. Благодаря своим способностям, он быстро продвигался: стал участником посольских миссий в Милан и Венецию, занял один из ключевых постов – хранителя великокняжеской печати.
Складывалась и личная жизнь. Микула женился на Феодоре Сабуровой, она была троюродной сестрой будущей великой княгини Соломонии Сабуровой – первой, бездетной жены Василия III.
Узнав о свадьбе, Софья сделала молодым подарок – выделила землю вблизи Большой Волоцкой дороги -- нынешнего Пятницкого шоссе.
На новых землях Микула начал со строительства храма во имя своего небесного покровителя, Святителя Николая Чудотворца. Церковь, конечно, каменная, построенная в начале XIX века стоит и сейчас.
Дальнейшая история Ангелова прослеживается по купчим и закладным.
После смерти Микулы Ивановича |Ангелово оказывается в собственности Ивана Ивановича Кувшина-Заболоцкого - представителя старинного, но обедневшего рода Всеволожей-Заболоцких.
Тот владел Ангеловым недолго. Нужны были деньги. И в 1532 году «за 400 рублей и кунью шубу пополонк» (впридачу, в дополнение – ред.) Ангелово вместе с близлежащими деревнями переходит в собственность монахов Иосифо-Волоколамского монастыря.
«Как отживет год, дать ему 15 алтын».
Покупка была неслучайной. Как и во все другие времена, земля недалеко от Москвы, вблизи большой трассы, была ценным владением. В Ангелове останавливались обозы с продуктами, шли паломники, старцы, иногда приезжал и сам игумен с сопровождением «Церковь, да двор монастырский, да два двора крестьянских, а людей в них тож, двор попов, да десять дворов крестьянских пусты» - такие сведения об Ангелове содержатся в Писцовой книге за 1574 год.
Откуда «пусты дворы» - понятно. Рядом Москва с ее заработками и соблазнами – демографические и миграционные составляющие за пять веков мало изменились. Как и способы привлечь новых жителей на село. Чтобы заселить «пусты дворы», переселенцам дают денежные ссуды и выплачивают подъемные. «Дано в Ангелове детенышу Ортюшке Левонтьеву сыну десять алтын, - зафиксировано в хозяйственном архиве монастыря, - а как отживет год, дать ему пятнадцать алтын».
Скоро все пустые дома были заселены. Для следующих «нововходцев» покупали готовые избы на вывоз в разных районах нынешней Москвы. Бревна нумеровались, стены раскатывались, стройматериал грузился на подводы и ехал на новое место жительства – в Ангелово.
«Гаврилку куплена изба в Сабурове», «Ваське Еремееву куплена изба в Нахабине», - перечисляют писцовые книги. «Да из монастырской вотчины свезено пять изб, да с монастырского двора из Забанья свезена изба, да свезена мыльня на избу крестьянину».
Жители Ангелова каждую весну вспаивали монастырские земли, летом - косили сено и работали на полях и в огородах, осенью – возили урожай в Москву. Ужение рыбы на речке Бане было круглогодичным, но платным – монастырь брал за это 39 копеек в год.