Найти тему

5 Интересных фактов о Николае Васильевиче Гоголе

Портрет работы Ф. А. Моллера, начало 1840-ых годов.
Портрет работы Ф. А. Моллера, начало 1840-ых годов.

Николай Васильевич Гоголь - один из самых известных русских писателей. Произошедший из старинного малороссийского дворянского рода Гоголей-Яновских, Николай был признан классиком русской литературы. Его произведения оказали большое влияние как на земляков, так и на писателей со всего мира.

О том, что на их творчество повлиял Николай Васильевич, говорили: Михаил Булгаков, Фёдор Достоевский, классик японской литературы Рюноскэ Акутагава, американская писательница Фланнери О'Коннор, немецкоязычный писатель Франц Кафка и многие другие.

Сочинения Гоголя проходят в течение почти всего школьного курса литературы. Однако даже изучая биографию одной личности в течение долгого времени, можно открыть для себя интересные факты о ней. Данная статья посвящена интересным фактам о Николае Васильевиче.

Портрет кисти Фёдора Моллера, 1840-ые.
Портрет кисти Фёдора Моллера, 1840-ые.

Собирал книги маленьких размеров

Можно сосчитать немало писателей, которые коллекционировали что-либо. Некоторые из них любили не совсем стандартные вещи: Пушкин собирал трости, Некрасов - принадлежности для охоты, Бунин - аптекарские флаконы и т.д. Гоголь же питал страсть к миниатюрным книгам.

Коллекция у Николая была довольно обширной. В ней находились "Вечера на хуторе близ Диканьки", математический справочник размером 73х120 миллиметров, энциклопедии и другие книги. Писателю нужны были именно маленькие экземпляры, а содержание было не так важно. Коллекция выставлялась в различных музеях.

Тот самый справочник размером 7,3х12 см.
Тот самый справочник размером 7,3х12 см.

Любил шитье и вязание

В течение всей своей жизни Гоголь был человеком творческим и разносторонним. На литературе его увлечения не заканчивались. Писатель очень любил шить и вязать разные изделия. Также не отказывался и от вышивания.

Швейными принадлежностями Николай Васильевич овладел еще в детстве. Чаще всего создавал платья и шарфы. Обычно созданные им предметы писатель потом дарил своим сестрам, а их у него было четверо.

"Вообще у Гоголя была некоторая страсть к рукодельям: с приближе­нием лета он начинал выкраивать для себя шейные платки из кисеи и батиста, подпускать жилеты на несколько линий ниже и проч., и занимался этим делом весьма серьезно. Я заставал его перед столом с ножницами и другими портняж­ными матерьялами, в сильной задумчивости"
- Павел Васильевич Анненков, вспоминая о лете 1841 года, которое провел с Гоголем в Риме, переписывая первый том "Мертвых Душ" под диктовку.

Гоголь не изобретал гоголь-моголь

Довольно широко распространено заблуждение, что Николай Васильевич придумал гоголь-моголь - десерт из сырых яиц и сахара. Якобы он угощал им своих гостей и именно в его честь названо блюдо. На самом деле, это не так.

По поводу создания гоголя-моголя есть довольно много предположений. Согласно одному из них, десерт создал певчий в церкви по имень Гогель. Его собирались уволить, так как тембр его голоса изменился. Из-за этого он попробовал смешать яйцо, хлеб и соль, чтобы повлиять на свой вокал. Рецепт изменила некая графиня из Могилёва, оставившая лишь яйцо и добавившая мёд. По другой версии, гоголь-моголь придумал немецкий кондитер Манфред Кёкенбауэр во время экспериментов по консервированию сладостей.

Николай Гоголь не самом деле готовил для себя и гостей "гоголь-моголь", однако это название он давал придуманному им же напитку из сахара, рома и козьего молока. К настоящему десерту, конечно, он отношения не имеет.

Гоголь-моголь с корицей. Фото с просторов интернета.
Гоголь-моголь с корицей. Фото с просторов интернета.

Был довольно пугливым

Николай был нервным и крайне суеверным человеком. Такое отношение к действительности иногда приводило к паническим атакам. Писателя пугали гром, молнии, а также незнакомцы. Если в компании появлялся человек, с котором Гоголь не знаком, то он пытался как можно быстрее уйти и побыть в одиночестве.

Больше всего в своей жизни Николай Васильевич боялся быть похороненным заживо. В первом же пункте своего "Завещания", которое было опубликовано еще при жизни писателя, Гоголь дал инструкцию, по которой, пока не появятся явные признаки разложения, его хоронить нельзя. Есть теория, по которой писатель всё же был похоронен заживо, но это крайне маловероятно.

«Завещаю тела моего не погребать по тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться… Будучи в жизни своей свидетелем многих печальных событий от нашей неразумной торопливости во всех делах, даже и в таком, как погребение, я возвещаю это здесь в самом начале моего завещания, в надежде, что, может быть, посмертный голос мой напомнит вообще об осмотрительности».
- Из завещания в начале "Выбранных мест в переписке с друзьями 1847 года выпуска.
Посмертная маска Гоголя. Снята скульптором Николаем Рамазановым. По его словам, на момент снятия слепка, на лице уже были видны следы начала разложения.
Посмертная маска Гоголя. Снята скульптором Николаем Рамазановым. По его словам, на момент снятия слепка, на лице уже были видны следы начала разложения.

Получил в подарок от Пушкина мопса

Гоголь довольно долгое время дружил с Пушкиным. Писатели довольно часто обменивались друг с другом подарками. Один из таких стал мопс. Довольно экзотическое животное для того времени. Александр Сергеевич надеялся, что его товарищ будет меньше скучать и щенок, получивший кличку Джози, поможет справляться с унынием и ощущением ненужности.

Гоголь очень сильно привязался к своему новому другу, однако хозяин из поэта вышел далеко не самый ответственный. Когда Николая омрачили психические расстройства, он часто забывал кормить Джози. Собака могла неделями оставаться голодной и в итоге умерла. Согласно некоторым теориям, это событие сильно пошатнуло рассудок Гоголя. В будущем он стал крайне религиозным, даже совершил паломничество в Иерусалим.

Картина кисти Клодта Михаила Петровича "Конец «Мертвых душ»". На холсте Гоголь сжигает рукописи второго тома.
Картина кисти Клодта Михаила Петровича "Конец «Мертвых душ»". На холсте Гоголь сжигает рукописи второго тома.