Точка зрения у людей со временем очень сильно меняется. Все меняется, и смотреть на ситуацию нужно глазами «того времени», подчас раскладывая все по датам (они важны, иногда с точностью до дня, а в некоторых случаях, с точностью до минуты).
У Курта Вонегута есть забавный короткий фантастический рассказ, который называется «Big Space F…к», который начинается словами:
«В 1987 году у молодого человека в США появилась возможность подать иск в суд на своих родителей. Он мог заставить их заплатить, или отправить в тюрьму, за то, как они его воспитывали, и за то, что они нанесли ему непоправимый ущерб, в то время, когда он был беспомощным ребенком…»
Что… не смешно? А, вот в 1972 году, когда вышел этот рассказ, эти строки вызывали гомерический хохот. Ладно, не суть. Суть рассказа сводится к тому, лидер одной (очень могущественной) страны, задумал «оплодотворить» всю вселенную (и туманность Андромеды в частности), в то время, вся планета была завалена… (слово со сниженной лексической ценностью) и как жителей на улицах пожирали монстры (думаю, идея и аналогия понятны).
Идея строить миноносцы из «комплектов» была не нова. Но этот способ изготовления требует очень высокой культуры производства (а, еще это дорого). Есть очень короткий фантастический рассказ А.Азимова «Вставьте разъем А в гнездо Б» (он именно о подобной ситуации). Отсутствие одной малейшей детали в «конструкторе» оборачивается глобальной проблемой при отсутствии базы.
«Каком отсутствии базы? Это ж Порт Артур! База русского флота!». Ну, как база… Пока миноносец не построен, это головная боль завода-строителя. «Проблемы индейцев шерифа не касаются!». «Вам уплочено? Все. Флот тут ни при чем! Везите, откуда хотите!». Формально, (по капиталистически) это правильно, но дело страдает. Ладно, возвращаемся к фактическому материалу, я просто предварительно (для понимания) заострил внимание на «деталях», ибо детали зело важны.
История создания порт-артурских "соколов" началась с решения управляющего Морским министерством вице-адмирала П. П. Тыртова строить миноносцы по программе "усиления морских сил на Дальнем Востоке" разборными, транспортировать их на пароходах по частям в один из дальневосточных портов, где подготовить все необходимое для сборки, окончательной отделки и проведения ходовых испытаний этих кораблей.
Опыт уже был. Уже собирали «Янчихе» и «Сучена», собирали четыре «номерных» миноносца типа «Пернов». Но опыт… неоднозначный. Во-первых, миноносцы собирались во Владивостоке, а не в Порт-Артуре, и их было всего четыре, а во-вторых, последний миноносец был сдан с очень большим опозданием, в 1900 году (как раз из-за того, что пришлось ждать недостающие детали). Уже при сборке во Владивостоке возникали проблемы с военными (которые были крайне недовольны).
Здесь ситуация была еще хуже. Нужно было собрать шесть миноносцев типа «Сокол» Ижорского завода и шесть Невского, причем, собрать их нужно было в Порт Артуре. Что обще это были за заводы?
Ижорские заводы всегда принадлежали Адмиралтейству, т.е. были казенными.
С Невским заводом все интереснее. У одного из авторов прочел, что «… только штрафные санкции Невского завода за срыв сроков строительства миноносцев достигли суммы 1660 тыс. рублей, но, поскольку завод был казенным, штраф носил дисциплинарный характер…» Э… не совсем так. Возможно, речь шла немного о другом штрафе, на похожую сумму.
Штрафы за просрочку в сдаче «комплектов» и балтийских миноносцев (и по другим проектам), действительно, набежали. По «балтийцам» были жесткие сроки, а, котлы, на которые ориентировались, не очень подходили, потому, закупили у Ярроу котлы пригодные под нефть, но на это ушло время, и цена вышла другой…
А, теперь мы смотрим «экономическую» историю завода, потому, как ее нам рассказывают «не всю».
В 1890 году за 691 тысячу рублей завод купил Валериан Александрович Титов, штабс-капитан, инженер, «поднявшийся» на строительстве железных дорог. Через год (в 1891-м) он преобразовал его в «Московское товарищество Невского механического завода» (уставной капитал 1,5 миллиона рублей). В истории товарищества прослеживается и большая доля, и руководство со стороны промышленника Саввы Мамонтова. Т.е. завод в этот период был «товариществом» (частником) и был свободнее в своих действиях.
С другой стороны, следует учитывать тот факт, что в 1899 С.И.Мамонтов не сумел расплатиться с кредиторами, и был арестован. Это как раз тот период, который нам интересен, потому, как с экономической точки зрения сюжет «закручен» достаточно лихо. Такое ощущение, что Мамонтова «утопили» сознательно. Там сложная схема, связанная с железнодорожным бизнесом (расписывать пока не буду). По решению Особого совещания Госбанк в 1899 году выкупил «товарищество» у кредитора («Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги») Невского завода за 30% от их номинальной стоимости.
Приобретение было осуществлено Петербургской конторой Госбанка (в лице управляющего С.С.Сольского) за 2,2 млн. рублей, из которых… 1,6 млн. составили штрафы Невского завода за срыв сроков по строительству балтийских миноносцев и «комплектов» по промежуточным этапам контракта (выкуплены 284 именных пая, и 23 тысячи паев на предъявителя). Вот такая (почти современная) «веселуха».
Примерно в те же сроки, только чуть раньше,
Все материалы есть в истории нашего известного адвоката Плевако, но об этой истории писать «неполиткорректно» (но нужно, чтобы понимать, что происходило). В «официальной» истории завода за строительством 19 миноносцев следует сразу революционное движение. Я все понимаю…
Есть «парадный мундир» истории, который снаружи выглядит «блестяще», но для человека, который его носит (который живет в стране), важнее не «блеск эполет», а, его расползающаяся «подкладка», брак при его пошивке (дабы в следующий раз у такого «мастера» не заказывать). (Опять я на «мораль» сползаю).
В истории с миноносцами типа «Сокол» казенные заводы «слились» почти сразу, создав всего три комплекта № 18, 22 и 23 (с 26 декабря 1899 года "Кондор", "Дрозд" и "Дятел"). Остальные сборные комплекты (3 шт.) были переданы Невскому заводу, который в сумме должен был изготовить (а, потом и собрать) 9 комплектов (6 «своих» и 3 «подарка»). Возможно, это было сделано умышленно (за давностью лет, ничего не могу сказать, документов не нашел).
По условиям заказа, заводам надлежало построить корпуса кораблей, собрав их на временных болтах, а после приемки наблюдающими корабельными инженерами морского ведомства разобрать на части и надежно упаковать в деревянные ящики для погрузки на пароходы. 24 главные машины тройного расширения по 1900 л. с. каждая предполагалось отправлять также по частям, паровые водотрубные котлы системы Ярроу с угольным отоплением (по восемь на корабль) -полностью склепанными, а палубные и вспомогательные механизмы -целиком.
Дальше шла транспортировка. Погрузка тяжелых крупногабаритных ящиков на пароход "Нормания" Русского Восточно-Азиатского общества (зафрахтованный для перевозки частей корпусов первого "невского" и всех трех "ижорских" миноносцев) была непростой. Но, это ладно, проблема в том, что ни во Владивостоке, и в Порт Артуре никто ничего не знал.
Все сделано чисто по… (классике), т.е. через …(правительственные каналы связи).
4 ноября 1899 года транспорт отправляется на Дальний Восток, а, только 3 декабря (спустя месяц) кто-то догадался выслать документацию во Владивостокский порт. Получив документы, там немного не поняли.
9 января (уже нового 1900 года) командир Владивостокского порта просит разъяснить "противоречия относительно места сборки миноносцев";
11 января начальник ГУКиСа вице-адмирал В. П. Верховский извещает Владивосток: "9 разборных собираются Невским заводом в Порт-Артуре";
Владивосток «выдохнул», но 18 января начальник Ижорского завода телеграфом сообщает во Владивосток о намерении командировать инженера Вологдина для сборки трех миноносцев типа "Сокол", а, посему Вдадивостокский порт опять «напрягся».
20 января ГУКиС просит сообщить "величину и число эллингов для предстоящей сборки четырех миноносцев длиной 190 футов, имеются ли приборы для расточки кронштейнов, какой величины и сколько крытых запирающихся сараев можете дать под работы".
30 января последовал краткий, но емкий ответ из Владивостока за подписью вице-адмирала Г. П. Чухнина: "Эллингов, мастерских, сараев нет, кредитов на их постройку тоже".
На другой день следует телеграмма начальника ГУКиСа командиру Владивостокского порта: "Миноносцы будут собраны в Порт-Артуре, поэтому предыдущую телеграмму перешлите туда почтой для предоставления требуемых сведений". Владивосток опять «выдохнул».
Или не депешу не переслали, или все было по… (полностью безразлично), но прибытию «Нормании» в Порт Артур, ее там никто не ждал. Вернее, как… 4 декабря (1899 года) было получено телеграфное сообщение о том, что прибудет пароход.
1 марта поступило телеграфное сообщение, что, мол, ждите, пароход на подходе. 4 марта наместник Алексеев докладывает управляющему Морским министерством свое мнение по поводу предстоящего прибытия парохода "Нормания" с четырьмя разборными миноносцами, которые распоряжением ГУКиСа должны быть приняты в Порт-Артуре "вероятно, для сборки".
Подчеркнув, что ранее он не имел "по сему предмету никаких указаний", Алексеев пишет, что для сборки миноносцев потребуется построить на полуострове Тигровый Хвост эллинги, мастерские, сараи и это сопряжено с большими расходами и временем, а учитывая "несовершенное благоустройство Порт-артурского адмиралтейства", работа по их сооружению "послужит серьезным ущербом и замедлением в исправлении дефектов судов эскадры", на основании чего считает "более правильным сборку этих миноносцев произвести во Владивостоке". И начинается «футбол»…
Почему-то так повелось в Российской Империи, что был в ней толстый и «жирный» слой людей, для которых эта держава была всего лишь средством заработать денег, чтобы красиво жить (например) в Париже (в Лондоне климат похуже, и цены повыше, зато безопаснее). В принципе, само по себе наличие мощной иностранной диаспоры, явление неплохое (наоборот, классно!), хуже, когда потусторонняя «элита» создает моду на подобное отношение к державе, в которой живешь. «А, чо напрягаться-то?» (И, правда «оклад-то капает»). Самое интересное, что «элита» сия в Российской Империи и веру лютеранскую имеет, и с русскими не сильно якшается. Вот такой «забавный» феномен в истории страны был. Впрочем, почему был…
Севастополь достаточно долго был городом достаточно специфичным, и меня самого удивляли настроения некоторых… людей. Для них важно было не «построить объект», а именно «строить» (и, чем дольше, тем лучше). «Ты чо, нерусский чоль? Чо вы севастопольцы такие резкие? Ну, пообещал, ну не сделал, завтра сделаю! Ты спешишь куда-то? Деньги-то капают!». Может, правда, стоит жить иначе? («Ну, чо я, нерусский чоль?) Из «потока» выбиваться нельзя, «бьют по торчащему гвоздю», говорят японцы.
Если что я шутю (но фразы подлинные, лексика сохранена). Ладно, как говорится, «продолжение следует».