На первом году жизни малыш каждый месяц удивляет родителей своими достижениями, будь то улыбка, первое «Агу!» или сосредоточение на погремушке. Командует развитием младенца центральная нервная система, которая находится в процессе созревания, а потому очень уязвима.
Некоторые расстройства функций нервной системы невропатологи наблюдают у 9 из 10 малышей. Большинство родителей беспокоит как эти расстройства отразятся на дальнейшем развитии ребёнка.
Как понять маме есть ли повод для беспокойства?
Важный показатель физического и психического здоровья малыша – состояние его мышечного тонуса. Наиболее высоким он бывает в первые месяцы жизни, а ко второму полугодию постепенно нормализуется.
Как узнать тонус мышц повышен в пределах допустимого или вышел за рамки возрастной нормы?
Есть простой тест, основанный на врождённом рефлексе опоры и автоматической походки: если взять новорожденного под мышки – он стоит на столе для пеленания, а когда его слегка наклоняют вперёд – делает шаги. Если при этом кроха опирается не на полную стопу, а на поджатые пальчики, во время ходьбы перекрещивает ноги и, если сам рефлекс не угас к 2-ум месяцам, значит тонус слишком высокий (такое состояние ещё называют гипертонусом или мышечной гипертонией).
Мама может понаблюдать за малюткой после пеленания. Если он сладко потягивается, расправляет ручки, ножки, то всё в порядке. Если выглядит скованным, зажатым, ручки согнуты и прижаты к туловищу, а ножки подтянуты к животику, то мышцы напряжены сверх нормы.
Если тонус вовремя не пришёл в норму, то ребёнок может отставать в двигательном развитии, а после года у него могут возникнуть проблемы с походкой: ребёнок может ходить на носочках, не касаясь пятками пола, или косолапит, либо опирается на внутренние края стоп и особым образом стаптывает обувь, и потом его ножки могут искривляться в форме колеса или буквы «Х». К таким деформациям приводит нарушение тонуса мышц.
Подобные отклонения могут быть по причине сниженного тонуса мышц или по-другому гипотонуса – вялые и слабые мышцы.
Очень часто приходится наблюдать сочетание этих двух расстройств у одного ребёнка – это называется мышечная дистония, то есть тонус нарушается неравномерно: в одних группах мышц он повышен, в других снижен.
Чем же неблагоприятны расстройства мышечного тонуса для интеллектуального развития?
Речь – это высшая психическая функция, которая является базой для умственного развития. Без речи невозможно освоить ни одну область знания, даже математику, физику и другие науки. Особое место в порождении речи занимает артикуляционная деятельность (произношение звуков, из которых состоят слова). Артикуляция (звукопроизношение) невозможна без необходимого тонуса мышц и объёма движений органов речевого аппарата – это язык, губы, челюсти, щёки, глотка, мягкое нёбо и даже мышцы шеи.
Все органы речи, а также дыхательный аппарат (трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма) снабжены черепно-мозговыми нервами, которые обеспечивают связь с головным мозгом, где находятся центры, управляющие речевыми мышцами. Проблемы с тонусом мышц приводят к речевому расстройству, которое называется ДИЗАРТРИЯ, со всеми вытекающими последствиями в развитии и обучении в школе.
Существуют чудесные средства, нормализующие все отклонения мышечного тонуса – плавание, массаж и гимнастика. К ним можно приступать не раньше, чем крохе исполнится месяц.
Расслабить мышцы тела помогут упражнения на мяче-фитболе, а гипертонус икроножных мышц снимут горячие обёртывания. Получите консультацию у невропатолога или детского врача-физиотерапевта, нуждается ли Ваш малыш в таких процедурах.