Найти тему
Двое на Subaru

6 ИНТЕРЕСНЫХ ЗАБРОШЕК в Калининградской области

Оглавление

Калининградская область — это один из самых необычных регионов России. Причин тому несколько: удаленность и изолированность от остальной страны, невероятная балтийская природа и, конечно, культурное наследие Восточной Пруссии. Хотя большинство памятников за пределами Калининграда пребывают в довольно плачевном состоянии, больше нигде в России нет такого количества старинных замков и церквей, многие из которых были основаны еще во времена расцвета Тевтонского ордена, в XIII–XV веках.

Люди идут к заброшенным зданиям в поисках того, чего им не хватает в обычной жизни: тишины, ощущения времени, соприкосновения с прошлым и настоящим, свободы…

Можно найти списки заброшенных мест, которых уже не существует, как например, кладбище кораблей (недалеко от Балтийска) или места куда сложно попасть, находящиеся под охраной.

В этом списке все доступно и достойно внимания.

1. Железнодорожный арочный мост
(пос. Токаревка)

Самая высокая часть моста составляет 25 метров, и с этой высоты открывается очень красивый вид на речку Красная и Роминтскую пущу.

Этот монументальный пятиарочный кирпичный мост через речку Красную был возведён в 1900-91 гг. при строительстве железной дороги Голдап – Шталлупёнен, которая должна была соединить отдалённые города и посёлки Восточной Пруссии.

В начале прошлого века мост имел более ажурный вид благодаря трём сквозным окнам на каждой опоре.
В начале прошлого века мост имел более ажурный вид благодаря трём сквозным окнам на каждой опоре.
В начале прошлого века по нему, помимо прочих составов, проходил специальный «императорский поезд», доставлявший кайзера Вильгельма II-го в его охотничью резиденцию, которая в те времена располагалась в Роминтской пуще.

Во время Первой Мировой войны мост довольно сильно пострадал, после чего его пришлось восстанавливать.

После Второй Мировой войны Голдап оказался частью польской территории, а Шталлупёнен под новым названием Нестеров стал частью СССР, и железнодорожное сообщение между городами прервалось. Часть железнодорожного полотна была демонтирована, а для промышленных целей сохранили линию Нестеров – Краснолесье, где расположены песчаные карьеры.

Река Красная считается одной из самых чистых в Калининградской области. Из ценных обитателей можно отметить форель, щуку, язя.

В 2014 году строительство было заморожено, и железнодорожная ветка перестала использоваться совсем. Но кое-какой ремонт путей успели сделать, и сейчас они в довольно неплохом состоянии.

Железнодорожный мост
Железнодорожный мост

Дорога до него не сложна. Расстояние от Калининграда около 150 километров. Машину придется оставить на стихийной стоянке и немного пройти к мосту пешком. А у местных жителей можно купить мёд и молочные продукты.

2. Кирха Эйдткунена (пос. Чернышевское)

Заброшенная кирха Эйдткунена
Заброшенная кирха Эйдткунена
Смело можно назвать заброшенную кирху самой красивой в Калининградской области.

Масштабная кирха в Эйдткунене (сейчас поселок Чернышевское) была построена в 1889 году по проекту архитектора Фридриха Адлера. Неороманское здание в форме креста с двумя башнями находилось на пересечении парковых дорог, также образующих крест. Окна в северной и южной стенах кирхи выполнены в форме звезды Давида. Во времена нацистской Германии эти окна пытались убрать, однако священнослужителям удалось их отстоять.

В ходе боевых действий Второй мировой войны кирха пострадала от пожара, в послевоенные годы использовалась в качестве складского помещения.

На нынешний момент здание заброшено. Крыша обвалилась, окружающая территория и внутреннее пространство постепенно зарастают кустарником.

Чернышевское - 150 км. от Калининграда. Это место совсем недалеко от железнодорожного моста, о котором писалось выше.

3. Кирха Святой Катарины в Тарау (пос. Владимирово)

Кирха Святой Катарины в Тарау
Кирха Святой Катарины в Тарау

Кирха Святой Катарины была заложена примерно в те же годы, что и Кёнигсбергский собор, в начале XIV века. Ее иногда называют «Анхен-Кирха», поскольку считается, что именно этой церкви обязана своим появлением народная немецкая песня «Анхен из Тарау». В 1636 году поэт Симон Дах побывал в этой церкви на венчании дочери местного пастора Анхен. Он был влюблен в девушку и написал об этом стихи, которые позже положили на музыку.

В 1988 году в кирхе проводились поиски Янтарной комнаты. Группой поисковиков из Риги были вскрыты и осмотрены подвалы, с востока и запада проложены глубокие траншеи, что повлекло за собой разрушение стен.

Церковь не пострадала во время Второй мировой. При СССР кирху использовали как склад удобрений. С башни сбросили колокола, а орган внутри разобрали.

Состояние кирхи на 1995 год запечатлено в картине «Я-русский солдат». Один из этапов съемочного процесса проходил рядом с храмом.

В начале 2000-ых по инициативе немецкого «Землячества Тарау» была произведена реставрация храма. Восстановили крыши нефа и башни, укрепили кирпичную кладку стен. В 2010-м кирху передали Русской православной церкви. Ремонт здания продолжается.

4. Алленбургская орденская кирха
(
пос. Дружба)

Западный вход в башню Алленбургской кирхи
Западный вход в башню Алленбургской кирхи

Памятник кирпичной готики, расположенный в посёлке Дружба (до 1947 г. Алленбург) Правдинского района Калининградской области. Была заложена Великим магистром Тевтонского ордена Конрадом фон Юнгингеном в начале XV в., 1405–1406 гг. Лютеранская служба в кирхе впервые организована 23 февраля 1529 г. Как и многие орденские церкви Замланда и Натангии, являлась убежищем для населения, выполняла роль оборонительного укрепления. Ее северная продольная стена много лет служила частью городской стены Алленбурга.

Довоенное фото кирхи (фото с сайта www.forum-kenig.ru)
Довоенное фото кирхи (фото с сайта www.forum-kenig.ru)

В таком виде кирха простояла до Первой Мировой войны. При отступлении русских войск с западного берега реки Алле (Лавы) башня колокольни кирхи была повреждена взрывом, да и сам городок тогда пострадал из-за артобстрелов. Башня была разрушена, но в 1923 году отстроена вновь: для этого два местных кирпичных завода производили специальный кирпич, по средневековым размерам.

Изначально кирха строилась как католическая, но в процессе секуляризации земель Ордена стала лютеранской.

Следующую мировую войну кирха пережила гораздо лучше. В послевоенные годы использовалась как зернохранилище, потеряв всё внутреннее убранство.

Алленбургская орденская кирха
Алленбургская орденская кирха

в 2010 году здание кирхи было передано в собственность Русской Православной церкви. Долгое время её никто не занимался, пока Геннадий Кострица, бизнесмен и краевед, взял в аренду у РПЦ этот памятник архитектуры и теперь приводит ее в порядок.

Сейчас в башне Кирхи находится музей, кафе, смотровая площадка и концертный зал.

5. Кирха Гердауэна
(пос. Железнодорожный)

Ввиду опасного географического положения, в период с 1315 по 1325 годы был отстроен замок, позже вокруг Гердауэна возвели городскую стену. И вот лишь в 1345 году, когда город был защищен со всех сторон человеком, задумались о помощи бога. Кирха с севера была пристроена к городской стене. Главное украшение – ступенчатый фронтон восточного фасада. Башня ориентирована на запад, имела высоту в 42 метра.

Кирха Гердауэна одна из старейших в Калининградской области.
Кирха Гердауэна
Кирха Гердауэна

В 1690 году в Кёнигсберге мастером Мозенгелем для кирхи изготовили орган, кафедра и алтарь появились в 1729 году.

Череду трагических событий для кирхи открыло попадание молнии в 1696 году, тогда сгорел орган. Затем был пожар в 1913 году.

После Первой мировой войны Гердауэн фактически был стёрт с лица земли. В башню попал артиллерийский снаряд.

Гердауэн после боёв Первой мировой войны
Гердауэн после боёв Первой мировой войны

Вторая мировая война обошла только-только заново отстроенное поселение стороной. В советское время город Гердауэн стал поселком Железнодорожный. До 1961 года кирха использовалась как Дом Культуры, затем - в качестве склада.

После бывший храм оказался заброшен. С южной стороны кирху, как ракушки, облепили самовольные постройки: гаражи и пункты приема стеклотары.

После того как были открыты границы и Калининградскую область стали посещать бывшие жители (и их родственники) Восточной Пруссии, начался ремонт культовых объектов. На немецкие средства бывшая кирха Гердауэна была законсервирована, на башне отремонтировали крышу и сделали смотровую площадку.

Сейчас в Кирхи находится кафе, смотровая площадка и концертный зал.

В Железнодорожном сохранился целый исторический квартал, над которым и возвышается кирха. Так что по городу тоже можно погулять. (75 км. от Калиниграда)

6. Кирха Алленау (пос. Поречье)

Кирха Алленау
Кирха Алленау

Еще одна красивая и неплохо сохранившаяся кирха, завораживающая высотой башни.

Приходская Кирха Алленау была построена в начале XV века в готическом стиле. Основателем кирхи считается великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген. До начала XVI века относилась к архиепископству Фридланда и имела собственных священников, позже стала дочерней по отношению к церкви в Бётхерстдорфе.

У храма очень высокая колокольня, украшенная пятью рядами глухих окон, придающих внешнему виду башни строгий упорядоченный вид. Башня и алтарная стена были украшены высокими готическими фронтонами.

Фундамент боковых стен и башни сложен из валунов, сохранился с 1400-х годов. Подвалы под ризницей датировались началом XVI века, алтарь — концом XVII века.
Кирха Алленау
Кирха Алленау

Во время боев Второй мировой войны кирха подверглась обстрелу, о чем свидетельствовала пробоина в восточном фронтоне. Алленау после Второй мировой войны был переименован в Поречье. После 1945 года кирху превратили в склад, расположенное вокруг кладбище снесли. Ремонт сооружения не производился, и со временем храм обветшал, крыша стала протекать, стены — разрушаться. В 2005 году обрушилась прогнившая черепичная крыша и алтарный фронтон.

В кирхе сохранились элементы средневековых фресок – под побелкой

В 2021 году «Хранители руин» (Волонтёрское движение) провели уборку объекта, расчистили пол в башне и, самое главное, предложили идею не восстанавливать памятник, а сохранить и вернуть его в общественное пространство в качестве «эстетики руин» — благоустроить территорию, провести консервацию стен и создать вокруг ландшафтный парк.

***

В области еще очень много заброшенных мест, если вдумчиво осматривать регион, не хватит и месяца. Но многие очень плохо сохранились и можно только по названию определить чем эти руины когда-то были.

Отдельного внимания заслуживают восстановленные Кирхи. Но это уже тема для другой статьи.

Живописные дороги Калининградской области
Живописные дороги Калининградской области
Высаженные с обеих сторон еще при немцах дубы, липы и тополя часто становятся невольными участниками дорожных аварий. За это их называют «последними солдатами Вермахта», которые продолжают расправляться с мирным населением спустя десятилетия после войны.

#россия #путешествие на машине #туризм #заброшки #путешествия #путешествия по россии #заброшенные места