Калининградская область — это один из самых необычных регионов России. Причин тому несколько: удаленность и изолированность от остальной страны, невероятная балтийская природа и, конечно, культурное наследие Восточной Пруссии. Хотя большинство памятников за пределами Калининграда пребывают в довольно плачевном состоянии, больше нигде в России нет такого количества старинных замков и церквей, многие из которых были основаны еще во времена расцвета Тевтонского ордена, в XIII–XV веках.
Люди идут к заброшенным зданиям в поисках того, чего им не хватает в обычной жизни: тишины, ощущения времени, соприкосновения с прошлым и настоящим, свободы…
Можно найти списки заброшенных мест, которых уже не существует, как например, кладбище кораблей (недалеко от Балтийска) или места куда сложно попасть, находящиеся под охраной.
В этом списке все доступно и достойно внимания.
1. Железнодорожный арочный мост
(пос. Токаревка)
Самая высокая часть моста составляет 25 метров, и с этой высоты открывается очень красивый вид на речку Красная и Роминтскую пущу.
Этот монументальный пятиарочный кирпичный мост через речку Красную был возведён в 1900-91 гг. при строительстве железной дороги Голдап – Шталлупёнен, которая должна была соединить отдалённые города и посёлки Восточной Пруссии.
В начале прошлого века по нему, помимо прочих составов, проходил специальный «императорский поезд», доставлявший кайзера Вильгельма II-го в его охотничью резиденцию, которая в те времена располагалась в Роминтской пуще.
Во время Первой Мировой войны мост довольно сильно пострадал, после чего его пришлось восстанавливать.
После Второй Мировой войны Голдап оказался частью польской территории, а Шталлупёнен под новым названием Нестеров стал частью СССР, и железнодорожное сообщение между городами прервалось. Часть железнодорожного полотна была демонтирована, а для промышленных целей сохранили линию Нестеров – Краснолесье, где расположены песчаные карьеры.
Река Красная считается одной из самых чистых в Калининградской области. Из ценных обитателей можно отметить форель, щуку, язя.
В 2014 году строительство было заморожено, и железнодорожная ветка перестала использоваться совсем. Но кое-какой ремонт путей успели сделать, и сейчас они в довольно неплохом состоянии.
Дорога до него не сложна. Расстояние от Калининграда около 150 километров. Машину придется оставить на стихийной стоянке и немного пройти к мосту пешком. А у местных жителей можно купить мёд и молочные продукты.
2. Кирха Эйдткунена (пос. Чернышевское)
Смело можно назвать заброшенную кирху самой красивой в Калининградской области.
Масштабная кирха в Эйдткунене (сейчас поселок Чернышевское) была построена в 1889 году по проекту архитектора Фридриха Адлера. Неороманское здание в форме креста с двумя башнями находилось на пересечении парковых дорог, также образующих крест. Окна в северной и южной стенах кирхи выполнены в форме звезды Давида. Во времена нацистской Германии эти окна пытались убрать, однако священнослужителям удалось их отстоять.
В ходе боевых действий Второй мировой войны кирха пострадала от пожара, в послевоенные годы использовалась в качестве складского помещения.
На нынешний момент здание заброшено. Крыша обвалилась, окружающая территория и внутреннее пространство постепенно зарастают кустарником.
Чернышевское - 150 км. от Калининграда. Это место совсем недалеко от железнодорожного моста, о котором писалось выше.
3. Кирха Святой Катарины в Тарау (пос. Владимирово)
Кирха Святой Катарины была заложена примерно в те же годы, что и Кёнигсбергский собор, в начале XIV века. Ее иногда называют «Анхен-Кирха», поскольку считается, что именно этой церкви обязана своим появлением народная немецкая песня «Анхен из Тарау». В 1636 году поэт Симон Дах побывал в этой церкви на венчании дочери местного пастора Анхен. Он был влюблен в девушку и написал об этом стихи, которые позже положили на музыку.
В 1988 году в кирхе проводились поиски Янтарной комнаты. Группой поисковиков из Риги были вскрыты и осмотрены подвалы, с востока и запада проложены глубокие траншеи, что повлекло за собой разрушение стен.
Церковь не пострадала во время Второй мировой. При СССР кирху использовали как склад удобрений. С башни сбросили колокола, а орган внутри разобрали.
Состояние кирхи на 1995 год запечатлено в картине «Я-русский солдат». Один из этапов съемочного процесса проходил рядом с храмом.
В начале 2000-ых по инициативе немецкого «Землячества Тарау» была произведена реставрация храма. Восстановили крыши нефа и башни, укрепили кирпичную кладку стен. В 2010-м кирху передали Русской православной церкви. Ремонт здания продолжается.
4. Алленбургская орденская кирха
(пос. Дружба)
Памятник кирпичной готики, расположенный в посёлке Дружба (до 1947 г. Алленбург) Правдинского района Калининградской области. Была заложена Великим магистром Тевтонского ордена Конрадом фон Юнгингеном в начале XV в., 1405–1406 гг. Лютеранская служба в кирхе впервые организована 23 февраля 1529 г. Как и многие орденские церкви Замланда и Натангии, являлась убежищем для населения, выполняла роль оборонительного укрепления. Ее северная продольная стена много лет служила частью городской стены Алленбурга.
В таком виде кирха простояла до Первой Мировой войны. При отступлении русских войск с западного берега реки Алле (Лавы) башня колокольни кирхи была повреждена взрывом, да и сам городок тогда пострадал из-за артобстрелов. Башня была разрушена, но в 1923 году отстроена вновь: для этого два местных кирпичных завода производили специальный кирпич, по средневековым размерам.
Изначально кирха строилась как католическая, но в процессе секуляризации земель Ордена стала лютеранской.
Следующую мировую войну кирха пережила гораздо лучше. В послевоенные годы использовалась как зернохранилище, потеряв всё внутреннее убранство.
в 2010 году здание кирхи было передано в собственность Русской Православной церкви. Долгое время её никто не занимался, пока Геннадий Кострица, бизнесмен и краевед, взял в аренду у РПЦ этот памятник архитектуры и теперь приводит ее в порядок.
Сейчас в башне Кирхи находится музей, кафе, смотровая площадка и концертный зал.
5. Кирха Гердауэна
(пос. Железнодорожный)
Ввиду опасного географического положения, в период с 1315 по 1325 годы был отстроен замок, позже вокруг Гердауэна возвели городскую стену. И вот лишь в 1345 году, когда город был защищен со всех сторон человеком, задумались о помощи бога. Кирха с севера была пристроена к городской стене. Главное украшение – ступенчатый фронтон восточного фасада. Башня ориентирована на запад, имела высоту в 42 метра.
Кирха Гердауэна одна из старейших в Калининградской области.
В 1690 году в Кёнигсберге мастером Мозенгелем для кирхи изготовили орган, кафедра и алтарь появились в 1729 году.
Череду трагических событий для кирхи открыло попадание молнии в 1696 году, тогда сгорел орган. Затем был пожар в 1913 году.
После Первой мировой войны Гердауэн фактически был стёрт с лица земли. В башню попал артиллерийский снаряд.
Вторая мировая война обошла только-только заново отстроенное поселение стороной. В советское время город Гердауэн стал поселком Железнодорожный. До 1961 года кирха использовалась как Дом Культуры, затем - в качестве склада.
После бывший храм оказался заброшен. С южной стороны кирху, как ракушки, облепили самовольные постройки: гаражи и пункты приема стеклотары.
После того как были открыты границы и Калининградскую область стали посещать бывшие жители (и их родственники) Восточной Пруссии, начался ремонт культовых объектов. На немецкие средства бывшая кирха Гердауэна была законсервирована, на башне отремонтировали крышу и сделали смотровую площадку.
Сейчас в Кирхи находится кафе, смотровая площадка и концертный зал.
В Железнодорожном сохранился целый исторический квартал, над которым и возвышается кирха. Так что по городу тоже можно погулять. (75 км. от Калиниграда)
6. Кирха Алленау (пос. Поречье)
Еще одна красивая и неплохо сохранившаяся кирха, завораживающая высотой башни.
Приходская Кирха Алленау была построена в начале XV века в готическом стиле. Основателем кирхи считается великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген. До начала XVI века относилась к архиепископству Фридланда и имела собственных священников, позже стала дочерней по отношению к церкви в Бётхерстдорфе.
У храма очень высокая колокольня, украшенная пятью рядами глухих окон, придающих внешнему виду башни строгий упорядоченный вид. Башня и алтарная стена были украшены высокими готическими фронтонами.
Фундамент боковых стен и башни сложен из валунов, сохранился с 1400-х годов. Подвалы под ризницей датировались началом XVI века, алтарь — концом XVII века.
Во время боев Второй мировой войны кирха подверглась обстрелу, о чем свидетельствовала пробоина в восточном фронтоне. Алленау после Второй мировой войны был переименован в Поречье. После 1945 года кирху превратили в склад, расположенное вокруг кладбище снесли. Ремонт сооружения не производился, и со временем храм обветшал, крыша стала протекать, стены — разрушаться. В 2005 году обрушилась прогнившая черепичная крыша и алтарный фронтон.
В кирхе сохранились элементы средневековых фресок – под побелкой
В 2021 году «Хранители руин» (Волонтёрское движение) провели уборку объекта, расчистили пол в башне и, самое главное, предложили идею не восстанавливать памятник, а сохранить и вернуть его в общественное пространство в качестве «эстетики руин» — благоустроить территорию, провести консервацию стен и создать вокруг ландшафтный парк.
***
В области еще очень много заброшенных мест, если вдумчиво осматривать регион, не хватит и месяца. Но многие очень плохо сохранились и можно только по названию определить чем эти руины когда-то были.
Отдельного внимания заслуживают восстановленные Кирхи. Но это уже тема для другой статьи.
Высаженные с обеих сторон еще при немцах дубы, липы и тополя часто становятся невольными участниками дорожных аварий. За это их называют «последними солдатами Вермахта», которые продолжают расправляться с мирным населением спустя десятилетия после войны.
#россия #путешествие на машине #туризм #заброшки #путешествия #путешествия по россии #заброшенные места