Сейчас в Кремле проходит выставка «Небесное воинство. Образ и почитание». Интересной она обещала быть хотя бы потому, что в ней участвуют не только Музеи Кремля, но и Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГИМ и Музей русской иконы, т.е. всё самое лучшее и отборное по заданной теме. Однако выставка сумела меня удивить.
В первую очередь меня заинтересовала икона «Святого Великомученика Георгия», датируемая концом XI века. Я знала про неё раньше, но оказалось, что это вторая по древности икона России и самая хорошо сохранившаяся. Она двусторонняя, на оборотной стороне изображена Богоматерь Одигитрия. Образ Богородицы в XIV веке был поновлен, а про Георгия на оборотной стороне как будто забыли. В итоге до нас он дошёл в почти первозданном виде.
Одиннадцатый век… Ей чуть меньше тысячи лет. На Русь ещё не пришли монголы, время расцвета городов и искусств. И вот свидетель жизни новгородцев начала прошлого тысячелетия стоит передо мной.
Больше всего времени я провела перед иконой князя Юрия Всеволодовича. Очень тонкая работа иконописца, прорисована каждая деталь, теплая цветовая гамма и грустный лик князя.
Он правил во время начала нашествия Орды на Русь, пытался противостоять монголам, скорее всего, понимая, что шансов нет. Во время осады Владимира монголы убили его жену, дочь и сыновей. Сам Юрий Всеволодович погиб в битве на реке Сити. Вероятно, он думал, что это конец всего: его жизни, рода, страны. Но спустя восемь сотен лет перед его иконой стою я и думаю о его судьбе. Оказалось, что закончилась его жизнь, но не его история.
На выставке можно увидеть знамя Дмитрия Пожарского. По легенде это знамя ратники Второго народного ополчения несли, направляясь в столицу в 1612 году, где и решилась судьба всей России.
Ещё один уникальный экспонат – икона Архангела Михаила с деяниями, созданная около 1400 года.
Это единственная сохранившая икона из первых кремлевских соборов, построенных Иваном Калитой. Она помнит стены храма, построенного основателем могущества Москвы. Тогда ещё не было привычного нам Кремля, Успенского собора и даже России. Окончательное объединение русских земель вокруг Москвы завершит Иван III, который на тот момент ещё даже не родился.
Скульптура, которой по приказу Ивана III были украшены ворота Спасской башни:
Меч, датируемый второй половиной X века:
У археологов праздник, когда им удается найти меч. Такое оружие могли себе позволить только богатые воины, т.е. предмет не из серии широкого потребления
Икона, изображающая святого равноапостольного князя Владимира и благоверных князей Бориса и Глеба с красивыми узорами на ткани:
Необычный образ святого великомученика Фёдора Стратилата:
Он был отлит из алебастра, доработан резцом и раскрашена. Редкий пример резной иконы, т.к. эта техника не прижилась в России. Этот образ мог принадлежать царю Фёдору Алексеевичу, т.к. на оборотной стороне сохранилась запись «СЕЙ ОБРАЗ БЛАЖЕННЫЯ ПАМЯТИ ЦАРЯ ФЕОДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА ПОЖАЛОВАН МАСТЕРУ ФЕОДОРУ КУДРЯВОМУ ПЕЧНИКУ».
Выставка состоит из двух частей. Ранний период представлен в Патриаршем дворце, а более поздний – в Успенской звоннице.
Образ святого Уара. Этого святого почитали как защитника детей, и его культ был особенно распространен в Москве. Несколько поколений москвичек приходило к нему, чтобы помолиться за своих малышей.